Нижний Новгород |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А11-9489/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Филичкина И.А. (доверенность от 16.06.2017),
от заинтересованного лица: Лызловой Д.Д. (доверенность от 07.11.2017 N 50-17)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2017,
принятое судьей Семеновой М.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018,
принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
по делу N А11-9489/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владфуд"
(ИНН: 3329076390, ОГРН: 1143340002398)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области
о признании незаконным и об отмене постановления
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владфуд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального отдела в округе Муром Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (далее - Управление, административный орган) от 24.08.2017 N 272 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением суда от 12.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, имеющиеся в деле доказательства подтверждают реализацию молочной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов и технических регламентов Таможенного союза, что создает угрозу причинения вреда здоровью при употреблении такой продукции. Ссылаясь на статью 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статью 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) административный орган указывает, что Общество обязано осуществлять производственный контроль за качеством продукции при ее хранении и реализации и как продавец несет ответственность за нарушение требований технических регламентов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании распоряжения от 06.03.2017 N 51 провело с 10.03.2017 по 29.03.2017 выездную проверку соблюдения Обществом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2017 N 51.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, должностное лицо Управления 14.06.2017 составило в отношении него протокол об административных правонарушениях N 272.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, Управление вынесло постановление от 24.08.2017 N 272 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частями 4, 6, 7 статьи 210, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6, 2.1, 14.43, 26.2 КоАП РФ, статьями 2, 3, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ, статьей 46 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктами 9, 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного кодекса.
В части 2 статьи 14.43 КоАП РФ определена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Как установили суды и видно из материалов дела, Общество осуществило поставку продукции (масло), не соответстующей требованиям технических регламентов.
Вместе с тем только этого обстоятельства недостаточно для квалификации действий Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. Из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого Общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.). Кроме того, из материалов дела не следует, что из сопроводительной документации к продукции Общество могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам.
Рассмотренное нарушение следует рассматривать как нарушение, допущенное изготовителем (производителем) масла, что не может быть вменено Обществу, которое в дальнейшем реализовало указанную продукцию.
Доказательств того, что именно виновные действия Общества привели к выявленному несоответствию спорной продукции требованиям технических регламентов, Управление в материалы дела не представило.
Соответственно, Управление необоснованно привлекло Общество к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств, а также иное толкование заявителем норм права не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первого арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу N А11-9489/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 14.43 КоАП РФ определена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
...
Как установили суды и видно из материалов дела, Общество осуществило поставку продукции (масло), не соответстующей требованиям технических регламентов.
Вместе с тем только этого обстоятельства недостаточно для квалификации действий Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. Из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого Общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.). Кроме того, из материалов дела не следует, что из сопроводительной документации к продукции Общество могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 августа 2018 г. N Ф01-3035/18 по делу N А11-9489/2017