г. Нижний Новгород |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А29-14056/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Мининой М.Б. (доверенность от 15.01.2018 N 3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2017, принятое судьей Басмановым П.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А29-14056/2015
по заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми" (ИНН: 1101096043, ОГРН: 1121101010359)
о взыскании страховых взносов
и установил:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, Региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми" (далее - ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми", Учреждение) 669 136 рублей 99 копеек страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение суда оставлено без изменения.
ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Учреждения, у судов отсутствовали основания для удовлетворения требования Фонда, поскольку на основании приказа Министра внутренних дел по Республике Коми от 31.03.2013 N 171 "Об обеспечении сотрудников и работников структурных подразделений МВД по Республике Коми и ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" денежным довольствием, заработной платой и другими выплатами" уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении работников и сотрудников Учреждения произведена в полном объеме территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) на районном уровне по месту их дислокации. Учреждение полагает, что территориальные подразделения органов внутренних дел являлись надлежащими исполнителями; взыскание с Учреждения страховых взносов, уплаченных территориальными подразделениями, приведет их к двойной уплате, что является недопустимым.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Региональное отделение в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел выездную проверку ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, в ходе которой установил занижение облагаемой базы на 23 073 689 рублей 25 копеек.
По результатам проверки Фонд составил акт от 18.07.2016 N 113 с/в и вынес решение от 11.08.2016 N 75 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, которым предложил Учреждению уплатить недоимку по страховым взносам в размере 669 136 рублей 99 копеек.
Фонд направил в адрес Учреждения требование от 13.09.2017 N 75 об уплате недоимки по страховым взносам в течение 10 календарных дней со дня получения требования.
Учреждение не исполнило данное требование в установленный срок, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьями 3, 5, 15, 18, 19, 22, 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об обоснованности заявленного Региональным отделением требования и удовлетворил его.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 2 статьи 4.1 названного Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В спорный период отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В статье 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3). В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4). Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5).
Согласно частям 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
В пункте 1 части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что основанием для доначисления спорной суммы страховых взносов послужил вывод Регионального отделения о занижении ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" базы для начисления страховых взносов.
Учреждение, возражая против удовлетворения заявления Фонда, указало на то, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении работников и сотрудников Учреждения произведена в полном объеме территориальными органами МВД России на районном уровне по месту их дислокации.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты территориальными органами страховых взносов от имени или за ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" в целях исполнения соответствующей обязанности страхователя.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что территориальные органы зарегистрированы в установленном порядке в качестве страхователей.
Суды установили, что сумма начислений в пользу сотрудников Учреждения, дислоцированных в подразделениях МВД России в городах и районах Республики Коми, составила 23 850 878 рублей 57 копеек, в том числе за период с 01.04.2013 по 31.12.2013 - 6 765 371 рубль 19 копеек, за 2014 год - 8 847 956 рублей 33 копейки, за 2015 год - 8 237 551 рубль 05 копеек.
Суммы выплат сотрудникам, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ, составили 765 184 рубля 74 копейки, в том числе за период с 01.04.2013 по 31.12.2013 - 184 596 рублей 64 копейки, за 2014 год - 222 818 рублей 67 копеек, за 2015 год - 357 769 рублей 43 копейки (пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя - 43 235 рублей 47 копеек; пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 305 363 рубля 35 копеек; прочие выплаты, не подлежащие обложению (материальная помощь до 4000 рублей, выходное пособие и др.) - 416 585 рублей 92 копейки).
С учетом дохода до передачи начисления заработной платы по местам дислокации доход сотрудника Царькова В.В. превысил максимально установленную базу для начисления страховых взносов за 2013 год в размере 568 000 рублей на 12 004 рубля 58 копеек.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что занижение Учреждением облагаемой базы составило 23 073 689 рублей 25 копеек, что повлекло неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в сумме 669 136 рублей 99 копеек.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Региональным отделением требование и взыскали с ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Коми" 669 136 рублей 99 копеек страховых взносов.
Довод Учреждения о том, что удовлетворение заявления Фонда приведет к двойной уплате страховых взносов, был предметом исследования судов и правомерно отклонен ими в связи с тем, что территориальные подразделения органов внутренних дел вправе произвести корректировку начисленного дохода в сторону уменьшения, а также обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А29-14056/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Коми" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
...
Суммы выплат сотрудникам, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ, составили 765 184 рубля 74 копейки, в том числе за период с 01.04.2013 по 31.12.2013 - 184 596 рублей 64 копейки, за 2014 год - 222 818 рублей 67 копеек, за 2015 год - 357 769 рублей 43 копейки (пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя - 43 235 рублей 47 копеек; пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 305 363 рубля 35 копеек; прочие выплаты, не подлежащие обложению (материальная помощь до 4000 рублей, выходное пособие и др.) - 416 585 рублей 92 копейки)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2018 г. N Ф01-6207/17 по делу N А29-14056/2016