г. Нижний Новгород |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А43-10267/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Прокуровой Ю.М. (доверенность от 10.01.2018 N 07/10-ИК),
от заинтересованного лица: Шишова М.В. (доверенность от 09.01.2018 N СП-03/6)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-10267/2017
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества), выразившегося в непроведении раздела помещения с кадастровым номером 52:52:0020403:328, расположенного по адресу: Нижегородская область, Выксунский район, город Выкса, улица Академика Королева, здание 33а, нежилое помещение N 1, на два помещения площадью 143,8 квадратного метра и 396 квадратных метров (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд решением от 20.06.2017 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 25.10.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, непроведение раздела спорного помещения является незаконным бездействием ТУ Росимущества, осуществляющего полномочия собственника, которое противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств и федерального имущества. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель ТУ Росимущества в судебном заседании не согласился с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 539,8 квадратного метра, кадастровый номер 52:52:0020403:328, расположенное по адресу: Нижегородская область, Выксунский район, город Выкса, улица Академика Королева, здание 33а, нежилое помещение N 1.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества от 19.10.2010 N 883 о разделении административного здания на помещения и о закреплении помещений на праве оперативного управления указанное помещение передано в оперативное управление Управлению (акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 24.11.2010), о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 10.02.2011 N 52-52-09/001/2011-090.
В связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества, а также для приведения занимаемых Управлением по Нижегородской области площадей в соответствие с нормами, установленными СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения", заявитель счел возможным отказаться от неиспользуемой части занимаемого помещения, для чего возникла необходимость произвести раздел помещения площадью 539,8 квадратного метра, кадастровый номер 52:52:0020403:328, расположенного по адресу: Нижегородская область, Выксунский район, город Выкса, улица Академика Королева, здание 33а, нежилое помещение N 1, на два помещения площадью 143,8 квадратного метра и 396 квадратных метров.
Поскольку правом на раздел названного помещения в соответствии с нормами действующего законодательства обладает собственник - Российская Федерация в лице уполномоченного на территории Нижегородской области органа - ТУ Росимущества, Управление обратилось к нему с письмом от 17.10.2016 N 3/20168-НК и приложило комплект документов для осуществления раздела спорного помещения.
ТУ Росимущества в письме от 14.11.2016 N НМ-07/12698 сообщило заявителю, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручениями от 11.03.2013 N ИБ-07/10213 и 10.09.2013 N ИБ-07/42015 указало на необходимость проведения мероприятий, направленных на минимизацию объектов имущества казны Российской Федерации, в связи с чем в настоящее время ТУ Росимущества проводится рассылка в адрес федеральных организаций по вопросу потребности в размещении объектов, которые ТУ Росимущества планирует передать в казну Российской Федерации после осуществления раздела спорного помещения.
В письме от 16.01.2017 N НМ-07/327 ТУ Росимущества сообщило, что Управление в письме от 17.10.2016 представило неполный комплект документов, а именно отсутствовали документы, необходимые для принятия в казну Российской Федерации образованного в результате раздела помещения площадью 143,8 квадратного метра.
Иных действий по разделу спорного помещения ТУ Росимущества не производило.
Посчитав, что со стороны ТУ Росимущества имеет место незаконное бездействие, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 124, статьей 125, пунктами 1 и 2 статьи 209, пунктом 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 4 и 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение N 49), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основным принципом гражданского законодательства Российской Федерации является принцип осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 9 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 212 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 4 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения N 432).
Указанные полномочия на территории Нижегородской области в соответствии с Положением N 49 возложены на ТУ Росимущества.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ТУ Росимущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении спорного нежилого помещения, принадлежащего Российской Федерации, любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Проведение раздела спорного помещения является правом, а не обязанностью ТУ Росимущества, поэтому непроведение такого раздела не может рассматриваться как незаконное бездействие органа, осуществляющего полномочия собственника данного помещения, а понуждение к совершению указанных действий противоречит нормам права.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Управлению в удовлетворении заявленного требования.
При этом суды учли, что заявитель ни в заявлении в арбитражный суд и дополнениях к нему, ни в ходе судебного разбирательства не привел ссылок на нормы действующего законодательства, которым противоречит оспариваемое бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в непроведении раздела нежилого помещения, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не свидетельствуют о незаконности выводов судов и по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А43-10267/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
...
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 212 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 января 2018 г. N Ф01-6503/17 по делу N А43-10267/2017