г. Нижний Новгород |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А79-11361/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 31.01.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от государственного унитарного предприятия Чувашской Республики
"Чувашгаз" Министерства строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:
Слеповой Е.В. по доверенности от 22.01.2018 N 16,
Афанасьева С.В. по доверенности от 09.01.2018 N 2
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.05.2017, принятое судьей Даниловым А.Р., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017, принятое судьями Долговой Ж.А., Вечкановым А.И., Богуновой Е.А., по делу N А79-11361/2016
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ИНН: 2128017682, ОГРН: 1032128003720)
к товариществу собственников жилья "Труженик" (ИНН: 2125002166, ОГРН 1132138000488)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к товариществу собственников жилья "Труженик" (далее - Товарищество) о взыскании 18 980 рублей 78 копеек задолженности по оплате горячей воды, поставленной в сентябре 2016 года в жилой дом, находящийся по адресу: город Шумерля, улица Щербакова, дом 59/1, и 170 рублей 83 копеек пеней, начисленных с 14.11.2016 по 10.12.2016 и далее по день фактической уплаты долга.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 15.05.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.05.2017 и постановление от 25.09.2017 и принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что расчет коммунального ресурса осуществлен на основании показаний допущенного в эксплуатацию, опломбированного и соответствующего техническим требованиям общедомового прибора учета, что соответствует положениям пунктов 1 и 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), и пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). При другом подходе установка общедомовых приборов учета не имеет смысла и противоречит целям и задачам законодательства об энергосбережении.
Кассатор считает, что определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 26 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), во взаиморасчетах между истцом и ответчиком неправомерно.
В письменном отзыве на жалобу Товарищество не согласилось с доводами заявителя, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Предприятие осуществляет подачу горячей воды и тепловой энергии от производственной отопительной котельной по адресу: город Шумерля, улица Щербакова, дом 60.
В сентябре 2016 года истец поставил горячую воду в жилой дом, находящийся под управлением Товарищества, расположенный по адресу: город Шумерля, улица Щербакова, дом 59/1; направил ответчику акт от 30.09.2016 N 723 на сумму 42 183 рубля 44 копейки.
Ответчик оплатил поставленный коммунальный ресурс в сумме 23 202 рублей 66 копеек, объем которого определен исходя из показаний приборов учета по двухкомпонентному тарифу.
Неполная оплата Товариществом поставленной тепловой энергии в горячей воде послужила основанием для обращения Предприятия с иском в арбитражный суд.
Факт поставки ресурса в многоквартирный дом, находящийся в управлении ответчика, в сентябре 2016 года подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия сторон возникли по поводу порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленного многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика. Истец рассчитал объем горячей воды, постановленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа. Ответчик при расчете стоимости приобретенной горячей воды использовал расчетный объем коммунального ресурса, исчисленный исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Изучив материалы дела и обоснованность кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя управляющую организацию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Суды установили, что во исполнение данного постановления Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики приказом от 27.01.2015 N 03/1-03/34 утвердило нормативы расхода тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 кубического метра горячей воды, поставляемой организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, согласно которому рекомендуемый норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 кубического метра горячей воды, для общества с ограниченной ответственностью "Строитель" города Шумерля, котельная которого в настоящее время эксплуатируется Предприятием, составляет 0,063024 Гкал/кубический метр.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, необходимо определять на основании пункта 42 Правил N 354 с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Вопреки возражениям заявителя выводы судов, с учетом установленных обстоятельств настоящего дела не противоречат действующему законодательству и согласуются с правовой позицией, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.12.2017).
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Суды первой и второй инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя и составляют 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А79-11361/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что во исполнение данного постановления Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики приказом от 27.01.2015 N 03/1-03/34 утвердило нормативы расхода тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 кубического метра горячей воды, поставляемой организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, согласно которому рекомендуемый норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 кубического метра горячей воды, для общества с ограниченной ответственностью "Строитель" города Шумерля, котельная которого в настоящее время эксплуатируется Предприятием, составляет 0,063024 Гкал/кубический метр.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, необходимо определять на основании пункта 42 Правил N 354 с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2018 г. N Ф01-6273/17 по делу N А79-11361/2016
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4976/17
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6273/17
25.09.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4976/17
15.05.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11361/16