г. Нижний Новгород |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А17-423/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Агаева Джалала Ильдыра оглы на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.07.2017, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А., по делу N А17-423/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Агаева Джалала Ильдыра оглы (ИНН: 373000049212, ОГРНИП: 304370220400242)
о признании недействительным ненормативного правового акта администрации города Иваново (ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624)
и установил:
индивидуальный предприниматель Агаев Джалал Ильдыр оглы (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Иваново (далее - Администрация) от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта "красных линий" на территории города Иваново" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 37:24:020333:16, расположенного по адресу: город Иваново, улица Люлина, дом 29.
Требование основано на статьях 198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 1, 41 и 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция 06.04.1998 N 18-30), и мотивировано тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству, регламентирующему процедуру установления "красных линий", и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 20.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.10.2017, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с данными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
По мнению заявителя, Администрация не представила доказательств законности оспоренного постановления, не обосновала необходимости строительства проезжей части на спорном участке. Проект "красных линий" не соответствует Генеральному плану города Иваново по ширине проезжей части планируемой к строительству магистральной улицы. Проект детальной планировки улицы не разработан. Ориентировочные параметры улиц, содержащиеся в Своде правил СП 42.13330.2011 не подлежали применению. Постановление Администрации нарушает права и законные интересы Предпринимателя на дальнейшее использование спорного земельного участка в целях осуществления им предпринимательской деятельности, в том числе его право на строительство и реконструкцию в пределах ограниченной "красными линиями" территории необходимых ему объектов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация указала на несостоятельность аргументов заявителя и просила оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Окружной суд удовлетворил ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Предприниматель являлся собственником земельного участка площадью 408 квадратных метров, с кадастровым номером 37:24:020333:16, расположенного по адресу: город Иваново, улица Люлина, дом 29 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.12.2007 серии 37АА N 327991), а также возведенного на нем административного здания.
Администрация постановлением от 09.02.2010 N 200 утвердила проект "красных линий" на территории города Иваново.
Предприниматель 31.10.2016 получил градостроительный план земельного участка. Из документа усматривалось, что по земельному участку проходят "красные линии".
Посчитав, что ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует действующему законодательству и нарушает права собственника объектов недвижимости, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: "красные линии", утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от "красных линий" в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых возможно в будущем.
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем "красные линии" обозначают лишь планируемый к строительству проезд, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил пункта 12 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции от 06.04.1998 N 18-30, обязательной соблюдению всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Проект "красных линий" разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции от 06.04.1998 N 18-30).
В пункте 5.2 названной инструкции предусмотрено, что разбивочный чертеж "красных линий" имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) "красных линий".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации "красные линии" являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция от 29.10.2002 N 150).
На плане "красных линий" (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции от 29.10.2002 N 150).
Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 этой же инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
По правилам пункта 2 статьи 3.2.1 Инструкции от 29.10.2002 N 150 на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Следовательно, Администрация должна была документально обосновать, что установление спорных "красных линий" основано на генеральном плане города Иваново.
По результатам исследования и оценки материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для разработки проекта "красных линий" послужили Генеральный план города Иваново, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006 N 323, и Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694.
В составе генерального плана разработана и утверждена схема улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры; в районе улицы Люлина планируется магистральная улица районного значения.
Земельный участок с кадастровым номером 37:24:020333:16 в соответствии с утвержденной градостроительной документацией частично расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры в коридоре "красных линий" планируемой магистральной улицы районного значения.
Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний в 2009 году. Доказательств того, что в ходе публичных слушаний заявитель выражал свои замечания по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно проектируемых "красных линий", в материалы дела не представлено, равно как и доказательств нарушения норм действующего законодательства при разработке проекта.
Таким образом, администрация, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, имела право установить спорные "красные линии" в обозначенных пределах.
Суды обеих инстанций правомерно отметили, что реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера. По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Именно поэтому утверждение проекта "красных линий", предполагающего развитие территории в соответствии с генеральным планом города, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
В отсутствие поименованной в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявления, поданного на основании норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования Предпринимателя.
Изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора не является достаточным основанием для пересмотра решения и постановления в кассационном порядке в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу N А17-423/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Агаева Джалала Илдыра оглы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций правомерно отметили, что реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера. По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 февраля 2018 г. N Ф01-6422/17 по делу N А17-423/2017