г. Нижний Новгород |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А79-5896/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Беляева С.В. (доверенность от 05.06.2017),
от заинтересованного лица: Николаева Д.О. (доверенность от 25.12.2017 N 29/01-6574)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2017, принятое судьей Бойко О.И.., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А79-5896/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьева Сергея Борисовича (ОГРН: 304212929400078, ИНН: 212900011427)
о признании незаконными решения администрации города Чебоксары, изложенного в письме от 28.04.2017 N С-4223, С-4224; действий и бездействия администрации города Чебоксары
и установил:
индивидуальный предприниматель Соловьев Сергей Борисович (далее - Предприниматель, ИП Соловьев С.Б.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения администрации города Чебоксары (далее - Администрация, орган местного самоуправления), изложенного в письме от 28.04.2017 N С-4223, С-4224, об отказе в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60 и 60к и новых карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок N 60 и 60к; бездействия Администрации, выразившегося в невыдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60 и 60к и новых названных карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок; действий Администрации по включению в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок" по состоянию на 15.05.2017) сведений "по регулируемым тарифам" в отношении муниципальных маршрутов N 60 и 60 к.
Решением суда первой инстанции от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды нарушили статьи 27, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправомерно рассмотрели спор в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в рассмотренном случае нарушенное право подлежало судебной защите путем оспариваемого нормативного правового акта (Реестра муниципальных маршрутов), рассмотрение которого отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. Суды не применили подлежащие применению Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и приказ Республиканской службы по тарифам от 14.11.2005 N 01/06-74 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском, пригородном и междугороднем сообщении". На территории Чувашской Республики не предусматривалось установление такого вида регулярных перевозок, как регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в связи с чем у Администрации при формировании реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок не было законных оснований относить маршруты N 60 и 60К к такому виду перевозок, как регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Предприниматель отзыв не представил, его представитель в судебном заседании относительно доводов заявителя возразил.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления, ИП Соловьев С.Б. и Администрация заключили договор от 28.06.2012 N 53 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары по маршрутам N 60 и 60 к, согласно которому в целях удовлетворения потребностей населения города Чебоксары в пассажирских перевозках заказчик поручает, и исполнитель принимает на себя обязательства в период действия договора осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, утвержденному главой администрации.
Срок действия договора в соответствии с его пунктом 4.1 определен до 28.05.2017.
Пунктом 2.3.4 договора установлено, что Предприниматель обязуется осуществлять перевозки пассажиров в строгом соответствии со схемой движения, расписанием и соблюдением количества транспортных средств, установленных в нем, по тарифам, указанным в приложении к настоящему договору.
В соответствии с приложениями N 1 и 2 к договору тариф по обоим маршрутам составляет 14 рублей.
Предприниматель 07.04.2017 обратился в Администрацию с заявлениями о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 60 и 60к и новых карт названных маршрутов регулярных перевозок.
Письмом от 28.04.2017 N С-4223, С-4224 Администрация отказала ИП Соловьеву С.Б. в выдаче свидетельств и новых карт маршрутов, указав, что организация транспортного обслуживания населения общественным транспортом по муниципальным маршрутам N 60 и 60к после истечения срока действия карт маршрутов будет предусмотрена документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары на период 2017 - 2021 годов; документ формируется на основании научно-исследовательской работы по изучению и оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта города Чебоксары на период 2017 - 2021 годы, разработанной ООО "НИПИ ТРТИ", город Санкт-Петербург, будет утвержден в мае текущего года; до утверждения данного документа выдача свидетельств не представляется возможной.
При этом в отношении муниципальных маршрутов N 60 и 60к Администрация включила в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок" по состоянию на 15.05.2017) сведения "по регулируемым тарифам".
Не согласившись с отказом органа местного самоуправления, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу 14.07.2015).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Суды установили, что сведения о маршрутах N 60 и 60к Предприниматель направил в Администрацию 12.08.2015, то есть в срок, установленный законом.
Указанные сведения содержали информацию, предусмотренную частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, в том числе о виде осуществляемых регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам".
В части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
После проверки сведений, представленных ИП Соловьевым С.Б., Администрация во исполнение данной нормы разместила в сети "Интернет" сведения о существующих в городе Чебоксары регулярных маршрутах, в том числе о маршрутах N 60 и 60 к. При этом в отношении этих маршрутов в графе "Вид регулярных перевозок" указано, что они действуют в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона N 220-ФЗ, в течение срока действия договора и далее в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ (Реестр маршрутов регулярных перевозок в городе Чебоксары по состоянию на 11.01.2016).
В части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Суды обоснованно посчитали, что, выдав во исполнение данной нормы Предпринимателю карты маршрутов N 60 и 60к с указанием в них срока действия - с 28.06.2012 по 27.05.2017, Администрация совершила действия, свидетельствующие о согласии со сведениями ИП Соловьева С.Б. о том, что он осуществляет регулярные перевозки "по нерегулируемым тарифам", поскольку только в этом случае уполномоченный орган власти в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ выдает перевозчику карты маршрутов на срок действия ранее заключенного договора.
На основании пункта 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Суды правомерно отклонили доводы Администрации об осуществлении Предпринимателем регулярных перевозок "по регулируемым тарифам", указав на отсутствие со стороны органа местного самоуправления возражений относительно сведений, поданных ИП Соловьевым С.Б. в августе 2015 года, в том числе в части указания вида регулярных перевозок по маршрутам N 60 и 60к "по нерегулируемым тарифам", а также на размещение Администрацией в сети "Интернет" сведений о том, что перевозки по этим маршрутам по истечении срока действия договора будут осуществляться на основании частей 3 - 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
При этом сведения о том, что регулярные перевозки по маршрутам N 60 и 60к осуществляются "по регулируемым тарифам", размещены администрацией в сети "Интернет" только в конце апреля 2017 года.
Суды признали необоснованным включение Администрацией в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары сведений о том, что перевозки по маршрутам N 60 и 60к осуществляются ИП Соловьевым С.Б. "по регулируемым тарифам".
В соответствии с пунктами 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не представил в материалы дела доказательств того, что Предприниматель осуществляет перевозки по тарифам, установленным Администрацией, и с предоставлением всех льгот на проезд.
То обстоятельство, что установленные Предпринимателем тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N 60 и 60к совпадают с тарифами, утвержденными Администрацией, не свидетельствует об их установлении органом местного самоуправления.
При этом суды установили, что за все время осуществления перевозочной деятельности по маршрутам N 60 и 60к (с 2003 года) ИП Соловьеву С.Б. не производились какие-либо компенсации за провоз пассажиров, имеющих право на льготы.
Кроме того, согласно пункту 13.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644, признанным утратившим силу решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.09.2016 N 446, возмещение перевозчику выпадающих доходов, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, установленного федеральным и республиканским законодательством, производится в соответствии с заключенным договором на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в пределах фактически поступивших средств, предоставленных целевых субвенций, из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет города Чебоксары на указанные цели.
Доказательств заключения с Предпринимателем такого договора в материалы дела также не представлено.
При этом суды правильно указали, что как в конкурсной документации, на основании которой проводился открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, так и в договоре от 28.06.2012 N 53 отсутствовало условие о том, что тарифы, применяемые перевозчиком, должны утверждаться полномочными органами власти.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что отсутствуют основания полагать, что регулярные перевозки осуществляются Предпринимателем "по регулируемым тарифам".
Поскольку Администрация своими действиями признавала право Предпринимателя на применение положений частей 2 - 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, суды правомерно посчитали, что ее отказ в выдаче свидетельств и новых карт маршрута противоречит принципу правовой определенности и нарушает права заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суды отметили, что в соответствии с частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ карты маршрута, а следовательно, и свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту, выдаются перевозчикам, которые осуществляют перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В данном случае ИП Соловьев С.Б. не осуществляет перевозки, оплачиваемые за счет средств республиканского или муниципального бюджетов, в связи с чем к его деятельности применяются положения частей 3 - 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно посчитали, что у Администрации отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения и бездействия по невыдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 60 и 60к и новых карт названных маршрутов регулярных перевозок, а также совершения действий по включению в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок" по состоянию на 15.05.2017) сведений "по регулируемым тарифам" в отношении указанных маршрутов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые решение, действия и бездействие Администрации противоречили требованиям действующего законодательства и нарушали права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о том, что данный спор не подлежал рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется.
В рассмотренном случае Предпринимателем подано заявление об оспаривании ненормативного акта и действий (бездействия) органа местного самоуправления, не соответствующих действующему законодательству и нарушающих права и законные интересы ИП Соловьева С.Б. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которое рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, спор рассмотрен с соблюдением правил подведомственности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Управления не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А79-5896/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Администрация своими действиями признавала право Предпринимателя на применение положений частей 2 - 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, суды правомерно посчитали, что ее отказ в выдаче свидетельств и новых карт маршрута противоречит принципу правовой определенности и нарушает права заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
Суды отметили, что в соответствии с частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ карты маршрута, а следовательно, и свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту, выдаются перевозчикам, которые осуществляют перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В данном случае ИП Соловьев С.Б. не осуществляет перевозки, оплачиваемые за счет средств республиканского или муниципального бюджетов, в связи с чем к его деятельности применяются положения частей 3 - 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2018 г. N Ф01-19/18 по делу N А79-5896/2017