г. Нижний Новгород |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А28-9831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей (06.02.2018)
от заявителя: Гониной А.В. (доверенность от 09.01.2018),
Салахутдиновой А.Г. (доверенность от 09.01.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017, принятое судьей Волковой С.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А28-9831/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (ИНН: 4307017636, ОГРН: 1144307000529)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
о признании недействительным предписания
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" (далее - ООО "Вятскополянское жилищное управление", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 25.05.2017 N 27/73/17, выданного заявителю по итогам проведенной в отношении него внеплановой документарной проверки.
Решением суда от 26.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 решение оставлено без изменения.
ООО "Вятскополянское жилищное управление" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статьи 36, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, которыми Общество руководствуется при начислении платы за электрическую энергию; размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества должен определяться без учета показаний общедомового прибора учета, на основании соответствующих нормативов и тарифов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 06.02. до 13.02.2018.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Вятскополянское жилищное управление" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5а, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2015 N 83д-а.
На основании приказа в связи с поступлением в лицензирующий орган обращения гражданина Инспекция с 26.04.2017 по 25.05.2017 провела в отношении ООО "Вятскополянское жилищное управление" внеплановую документарную проверку лицензиата.
По результатам проверки составлен акт от 25.05.2017 N 27/136/17, в которым зафиксировано следующее.
Многоквартирный дом по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5а оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии ЦЭ6803ВМП заводской номер 009072065003439, что подтверждается актом от 16.10.2013 N И-ЗФ 501/5-10.
Поставку электрической энергии в указанный многоквартирный дом осуществляет ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" на основании договора энергоснабжения от 29.08.2014 N 325353.
Согласно сведениям из технического паспорта, составленного по состоянию на 10.06.2002, многоквартирный дом по указанному адресу 2002 года постройки, 5-этажный, уборочная площадь лестниц - 425,4 м2, общая полезная площадь дома - 3396,8 м2, из них жилые помещения - 3209,3 м2.
Проверив расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь и февраль 2017 года, Инспекция пришла к выводу о том, что начисления произведены заявителем в нарушение требований статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части пунктов 10, 13 приложения 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления - 1,53 кВт/ч и площади мест общего пользования - 1196,0 м2 (с площадью подвала) вместо 425,4 м2.
Излишне начисленная сумма за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, для квартиры 52 за январь - февраль 2017 года составила 184,21 рубля.
Инспекция выдала Обществу предписание от 25.05.2017 N 27/73/17, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанные в акте от 25.05.2017 N 27/136/17, и обеспечить соблюдение обязательных требований действующего законодательства при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь - февраль 2017 года собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Свободы, д. 5а, произведя перерасчет (снятие) платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме за январь - февраль 2017 года всем собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома.
Общество не согласилось с выданным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 156, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 491, Постановлением N 1498, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 29 Правил N 491 (в редакции Постановления N 1498) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В силу пунктов 2 и 3 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Во исполнение Постановления N 1498 Правительство Кировской области приняло постановление от 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета" и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
На основании указанных норм суды обоснованно указали, что в случае, если в спорный период объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Суды отклонили довод Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период (январь - февраль 2017) положений части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно указав, что положения данной нормы закона могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П.
Как установили суды, размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества собственниками помещений в спорном доме, рассчитанный исходя из показаний прибора учета, не превысил норматив потребления коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды правомерно признали требования Инспекции, изложенные в оспоренном предписании, законными и исполнимыми.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, аргументы Общества сводятся к иному, нежели у суда, толкованию действующего законодательства, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А28-9831/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вятскополянское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
...
В силу пунктов 2 и 3 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
...
Суды отклонили довод Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период (январь - февраль 2017) положений части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, правильно указав, что положения данной нормы закона могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2018 г. N Ф01-6678/17 по делу N А28-9831/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6678/17
23.11.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8559/17
26.09.2017 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-9831/17
09.08.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-9831/17