г. Нижний Новгород |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А29-13768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 14.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2017, принятое судьей Голубых В.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Поляковой С.Г., по делу N А29-13768/2016
по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ИНН: 1101487512, ОГРН: 1061101000388)
к обществу с ограниченной ответственностью "Биоэнергетическая компания" (ИНН: 1101094085, ОГРН: 1121101007125),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101481694, ОГРН: 1021100520363)
и установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми Республиканский центр энергосбережения" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Биоэнергетическая компания" (далее - Общество) о взыскании 630 666 рублей 16 копеек расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за июль - август 2016 года.
Суд первой инстанции на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее - Министерство).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, удовлетворил исковые требования. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 8, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- подпунктами 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации";
- статьями 3, 7, 14 и 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ);
- Порядком консолидации средств, учитываемых при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию на энергоснабжение, и их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов на территории Республики Коми, определенным приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 (далее - Порядок консолидации средств).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в результате проведенной на основании приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - ФАС России) проверки выявлено, что при расчете тарифов на регулируемые виды деятельности в сферах электроэнергетики и теплоснабжения в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций Службой Республики Коми по тарифам были необоснованно и незаконно включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в форме отчислений в фонд энергосбережения. С момента вступления в законную силу Закона N 261-ФЗ у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение. Общество обращает внимание на то, что Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, которые не проводит регулируемая организация. Таким образом, утвержденный органом регулирования порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учет этих расходов в тарифах неправомерны.
Кроме того, в приказе ФАС России от 11.10.2016 N 1421/16 "Об отмене приказа Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/5 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО "Биоэнергетическая компания" (далее - приказ ФАС России от 11.10.2016 N 1421/16), органу регулирования предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решение об установлении тарифов для Общества с учетом исключения из расчета указанных тарифов в электроэнергетике экономически обоснованных расходов, в том числе по статье затрат "Отчисления в фонд энергоснабжения". По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не учел, что приказом Министерства от 28.07.2017 N 39/5-Т признаны утратившими силу приказы Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 и от 20.10.2010 N 72/1.
Общество полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела N А40-234235/2016.
В заседании окружного суда представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в суд округа, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Определением от 10.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 07.02.2018.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2017 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А29-13768/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Общество является организацией, занимающейся поставкой электрической энергии потребителям.
Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2016 год установлены и введены в действие приказом Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/5 и в них включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В приказе Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы" ставка отчислений на энергосбережение на 2016 год утверждена в размере 0,68 процента.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 с 01.01.2006 создано Учреждение, являющееся специализированным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
В соответствии с письмом Службы Республики Коми по тарифам от 10.10.2016 N 01-03/1469 ответчик за спорный период должен перечислить истцу средства на общую сумму 630 666 рублей 16 копеек, что подтверждается ежемесячными справками об отпуске электрической энергии и перечислениях средств на энергосбережение.
Ответчик не оплатил расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что послужило основанием для обращения Учреждения с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций исходили из того, что поскольку указанные расходы включены в тариф на электрическую энергию на 2016 год и носят целевой характер, их получение влечет возникновения у ответчика обязанности по перечислению указанных средств Учреждению. При этом суды сочли, что приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/5 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО "Биоэнергетическая компания" действовал в спорный период, поскольку отменен приказом ФАС России от 11.10.2016 N 1421/16 лишь с 01.11.2016.
Суд округа не согласился с данными выводами в силу следующего.
На основании части 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 25 Закона N 261-ФЗ расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с данной статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий (часть 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 07.07.2010 N 288-р "О реализации положений статьи 14 Закона N 261-ФЗ" Служба Республики Коми по тарифам при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) учитывает средства, получаемые с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения на территории Республики Коми в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании указанных положений для целей исполнения Региональной программы Служба по тарифам (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определила Порядок консолидации средств.
В силу пункта 2 Порядка консолидации средств, при установлении Службой Республики Коми по тарифам (далее - Служба) цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, а также платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину) (далее - регулируемые организации), Службой учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413.
Ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой Республики Коми по тарифам (пункт 5 Порядка консолидации средств).
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования N 1178).
Функции государственного регулирования цен и тарифов с 21.07.2015 переданы ФАС России.
В приказе ФАС России от 11.10.2016 N 1421/16, принятом по результатам внеплановой выездной проверки деятельности Службы Республики Коми по тарифам, установленный данной Службой порядок консолидации средств на энергосбережение путем перечисления на специальный счет истца отчислений организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и учет таких расходов в регулируемых тарифах был признан неправомерным, а действия Службы Республики Коми по тарифам по включению в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций средств (отчислений) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности самих регулируемых организаций, незаконными.
В соответствии с данным приказом, указанные действия регулирующего органа привели к ущемлению прав конечных потребителей и нарушению законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Названным приказом был отменен, в частности, приказ Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/5 "О тарифах на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО "Биоэнергетическая компания".
При этом Службе Республики Коми по тарифам предписано принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении новых тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на отчисления на энергосбережение в государственное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений.
Закон об электроэнергетике и Основы ценообразования N 1178 не содержат положений, предусматривающих возможность включения в состав затрат регулируемых организаций при установлении для них регулируемых цен (тарифов) средств на реализацию мероприятий по энергосбережению, не проводимых самими регулируемыми организациями.
Таким образом, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах, в спорный период являлся неправомерным и не подлежал применению судами.
В соответствии с Порядком консолидации средств источником отчислений на реализацию мероприятий по энергосбережению являются средства, учтенные в тарифах. При этом из тарифов ответчика расходы по статье затрат "отчисления на энергосбережение" исключены, на основании чего источник отчислений у ответчика отсутствовал.
Кроме того, суд округа учел, что приказом Министерства от 28.07.2017 N 39/5-Т "О признании утратившими силу некоторых решений Службы Республики Коми по тарифам" признаны утратившими силу приказы Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы" и от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
При указанных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения иска сделаны при неправильном применении норм материального права. Данное обстоятельство в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
На основании изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным удовлетворить кассационную жалобу Министерства, отменить решение и постановление, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 (частью 2) и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А29-13768/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт: отказать государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в удовлетворении иска.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетическая компания" 6000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационных жалоб.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения отмененных судебных актов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с данной статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий (часть 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ).
...
В приказе ФАС России от 11.10.2016 N 1421/16, принятом по результатам внеплановой выездной проверки деятельности Службы Республики Коми по тарифам, установленный данной Службой порядок консолидации средств на энергосбережение путем перечисления на специальный счет истца отчислений организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и учет таких расходов в регулируемых тарифах был признан неправомерным, а действия Службы Республики Коми по тарифам по включению в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций средств (отчислений) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности самих регулируемых организаций, незаконными.
...
Закон об электроэнергетике и Основы ценообразования N 1178 не содержат положений, предусматривающих возможность включения в состав затрат регулируемых организаций при установлении для них регулируемых цен (тарифов) средств на реализацию мероприятий по энергосбережению, не проводимых самими регулируемыми организациями."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2018 г. N Ф01-5506/17 по делу N А29-13768/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2018 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5506/17
14.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5506/17
08.08.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4511/17
17.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13768/16