Ответы на типичные вопросы органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона от 17
июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
Закон "О Государственной социальной помощи", нацеленный на оказание адресной социальной помощи наиболее нуждающимся домохозяйствам страны, был принят еще в 1999 г. и вступил в силу два года назад. Вместе с тем, при его реализации возникает очень много вопросов, о чем свидетельствует большое количество писем, приходящих из регионов.
К статье 1. Основные понятия
Вопрос 1. Значит ли, что получателями социальной помощи должны быть только малоимущие, или субъектам Федерации предоставляется право оказывать в приоритетном порядке помощь с учетом трудоспособности, одиночества, способности к самообслуживанию и т.д.?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (ст.6) любая семья (одинокий гражданина среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Исходя из преамбулы Федерального закона "О государственной социальной помощи", вопросы оказания социальной помощи с учетом трудоспособности, одиночества, способности к самообслуживанию и т.д. являются предметом регулирования других законодательных актов.
К статье 5. Источники оказания государственной социальной помощи
Вопрос 2. Когда будет определен порядок выделения средств на оказание государственной социальной помощи из средств бюджета Российской Федерации (вышестоящего уровня бюджетной системы)?
Ответ. В федеральном бюджете средства на реализацию Федерального закона "О государственной социальной помощи" до сих пор не предусмотрены.
К статье 6. Периоды оказания государственной социальной помощи
Вопрос 3. Может ли помощь оказываться регулярно, т.е. раз в месяц, квартал, полугодие? Что значит "на период не менее трех месяцев"?
Ответ. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.
По истечении этого срока, если заявитель не потерял права на государственную социальную помощь, он снова может подать заявление в письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
К статье 7. Получатели государственной социальной помощи
Вопрос 4. Каким категориям малоимущих семей должна предоставляться помощь: трудоспособным родителям с несовершеннолетними детьми, с нетрудоспособными родителями, одиноким семейным парам инвалидов, пенсионеров или всем категориям семей?
Ответ. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не выделяет каких-либо отдельных категорий малоимущих семей.
Вопрос 5. Что понимается под термином "по независящим от граждан причинам"?
Ответ. Под термином "по независящим от граждан причинам" следует понимать объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью: инвалидность (всех трех групп), безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия и др. Оценка конкретных обстоятельств производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
К статье 8. Порядок назначения государственной социальной помощи
Вопрос 6. Что значит оказание помощи "по месту пребывания"? Каким образом ее оказывать?
Ответ. Оказание помощи "по месту пребывания" касается лиц, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации, но вынуждены в силу объективных причин (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, боевые действия) покинуть место своего постоянного жительства (например, вынужденные переселенцы).
Вопрос 7. В какой степени определена ответственность организаций за достоверность сведений о доходах частных лиц (ст.8, п.2, абз.З)?
Ответ. В случаях выявления недостоверности содержащихся в документах сведений, на основании которых было произведено оказание государственной социальной помощи, организация, выдавшая эти документы, возмещает соответствующему органу социальной защиты населения стоимость этой помощи.
При отказе в добровольном возмещении убытков органы социальной защиты населения должны принять меры к их возмещению в судебном порядке.
Вопрос 8. Если разрабатывается новое законодательство, касающееся вопросов государственной социальной помощи, то каковы сроки его принятия?
Ответ. В целях реализации п.4 ст.8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона "О порядке учета доходов малоимущей семьи или одиноко проживающих граждан и исчисления среднедушевого дохода для оказания им государственной социальной помощи".
Вопрос 9. При предоставлении каких видов государственной социальной помощи должно применяться постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152?
Ответ. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" применяется при предоставлении государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи". Этим законом предусматриваются следующие виды государственной социальной помощи: - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); - натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
К статье 11. Размер государственной социальной помощи
Вопрос 10. Может ли заявитель получать одновременно различные виды помощи в совокупности, не превышающей разницу между бюджетом прожиточного минимума и уровнем дохода семьи или одиноко проживающих граждан?
Ответ. Да, может. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" дает возможность заявителю одновременно получать различные виды государственной социальной помощи в совокупности, не превышающей разницу между величиной прожиточного минимума и уровнем среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающих граждан.
К статье 12. Виды оказания государственной социальной помощи
Вопрос 11. Статья 5, абзац 2 ст.12 Закона противоречат друг другу. Следует уточнить, могут ли быть источниками оказания помощи собственно средства местных бюджетов или полномочия, передаваемые им органами государственной власти, передаются вместе с материальными и финансовыми ресурсами?
Ответ. Противоречий между ст.5 и 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" нет.
Статья 5 определяет источники оказания государственной социальной помощи, в то время как в ст.12 указаны виды оказания государственной социальной помощи.
Согласно данному Федеральному закону средства местных бюджетов являются источниками оказания государственной социальной помощи наряду со средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Одновременно в части 2 ст.12 уточняется, что оказание государственной социальной помощи осуществляется органами местного самоуправления в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.
Такая уточняющая поправка сделана с учетом того, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ, а также ст.1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), что, в свою очередь, определяет специфику финансовых обязательств местных органов власти по оказанию государственной социальной помощи.
Вопрос 12. Какие виды социальной помощи являются обязательными на территории Российской Федерации?
Ответ. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); - натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Вопрос 13. Относятся ли к видам денежных выплат (ст.12) детские пособия, субсидии на оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг? Что понимается под компенсациями и другими выплатами?
Ответ. В преамбуле Федерального закона "О государственной социальной помощи" указано, что отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, не являются предметом регулирования настоящего закона.
Вопрос 14. Распространяется ли постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" на виды социальной помощи, введенные на территории законодательством субъекта Федерации?
Ответ. Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие условия и порядок предоставления государственной социальной помощи на их территории, не должны противоречить федеральному законодательству и, прежде всего, Федеральным законам "О государственной социальной помощи", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152.
М.С. Байгереев,
начальник отдела политики доходов населения
Департамента доходов населения
и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", N 3 май-июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы на типичные вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
Автор
М.С. Байгереев - начальник отдела политики доходов населения Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", 2003, N 3