г. Нижний Новгород |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А29-5802/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу
Сыктывкару: Абрамова С.Н. (доверенность от 08.04.2015 N 09-17/04120)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу председателя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Вита" Курдюмова Николая Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2017, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А29-5802/2017
по заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 4 (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (ИНН: 1105002864, ОГРН: 1041100745586),
к председателю ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Вита" Курдюмову Николаю Владимировичу
о признании недействительными решения и записи в Едином государственном реестре юридических лиц
и установил:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 4 (далее - Фонд, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - ИФНС по г. Сыктывкару), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (далее - МИФНС N 2 по Республике Коми), к председателю ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Вита" Курдюмову Николаю Владимировичу о признании недействительными решения ИФНС по г. Сыктывкару от 11.04.2017 N 2722А о государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Вита" (далее - ООО "Вита", Общество) в связи с его ликвидацией, а также записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности Общества в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Курдюмов Н.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, ликвидация юридического лица - ООО "Вита" проведена в соответствии с действующим законодательством; у ликвидационной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять страховщика о ликвидации страхователя в десятидневный срок с даты назначения; Фонд располагал сведениями о начале процедуры ликвидации Общества и о сроке предъявления требований кредиторами; в рассматриваемом случае отсутствовала необходимая совокупность условий для признания оспариваемых решения и записи недействительными.
ИФНС по г. Сыктывкару в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании поддержали приведенные в ней доводы.
МИФНС N 2 по Республике Коми также представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает жалобу подлежащей удовлетворению, а принятые судебные акты - отмене; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Курдюмов Н.В. и Фонд, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Вита" (ОГРН 1021100874728) зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.2002, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В период хозяйственной деятельности ООО "Вита" с его работником произошел несчастный случай на производстве, потерпевшему назначены страховые выплаты.
Общим собранием участников ООО "Вита" в составе Курдюмова Н.В. и Тороповой Т.А. принято решение от 23.11.2016 N 1 о ликвидации данного юридического лица и назначении ликвидационной комиссии.
Председатель ликвидационной комиссии Курдюмов Н.В. 25.11.2016 обратился в МИФНС N 2 по Республике Коми с заявлением по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации ООО "Вита", на основании которого в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Сообщение о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о том, что требования кредиторов могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего сообщения, размещено 14.12.2016 в Вестнике государственной регистрации N 49 (612).
Протоколом общего собрания участников ООО "Вита" от 03.03.2017 утвержден промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 03.03.2017, согласно которому на указанную дату у Общества отсутствует кредиторская задолженность.
На основании решения ИФНС по г. Сыктывкару от 14.03.2017 N 1586А в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Фонд 29.03.2017 направил в адрес председателя ликвидационной комиссии Курдюмова Н.В. заявление о включении капитализированных платежей в реестр требований кредиторов и необходимости согласования расчета размера капитализируемых платежей на сумму 3 090 818 рублей 79 копеек, а также в адрес МИФНС N 2 по Республике Коми сообщение о наличии капитализируемых платежей, которое получено последним 29.03.2017.
В регистрирующий орган 04.04.2017 поступило заявление о ликвидации ООО "Вита" и приложенные к нему документы (в том числе ликвидационный баланс, не содержащий сведений о предъявленных кредиторами требований), на основании которого ИФНС по г. Сыктывкару принято решение от 11.04.2017 N 2722А о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Посчитав, что государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица ООО "Вита" произведена с нарушением требований действующего законодательства, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61, 62, 63, 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", статьями 1, 15, 20, 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Вита" в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения о кредиторской задолженности, а кредитор Общества (Фонд) не был уведомлен о его ликвидации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) перечислены документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в числе которых поименованы подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс (подпункты "а", "б" пункта 1).
В пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"); в случае несоблюдения установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (подпункт "х").
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что до принятия решения от 23.11.2016 о ликвидации ООО "Вита" участнику Курдюмову Н.В. (в последующем ставшему председателем ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии задолженности по капитализируемым платежам и о неисполненных перед Фондом обязательствах.
Между тем промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс ООО "Вита", представленные для государственной регистрации в регистрирующий орган, составлены ликвидационной комиссией без отражения сведений о наличии неисполненных перед Учреждением обязательств, то есть содержали заведомо недостоверные сведения.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что председателем ликвидационной комиссии ООО "Вита" не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Порядка, об уведомлении в письменной форме Учреждения о ликвидации юридического лица.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что государственная регистрация ликвидации ООО "Вита" произведена незаконно, на основании недостоверных сведений и нарушает права и законные интересы Фонда, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя жалобы на Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" подлежит отклонению, как не имеющая значения для рассматриваемого спора.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А29-5802/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу председателя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Вита" Курдюмова Николая Владимировича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждается, что председателем ликвидационной комиссии ООО "Вита" не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Порядка, об уведомлении в письменной форме Учреждения о ликвидации юридического лица.
...
Ссылка заявителя жалобы на Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" подлежит отклонению, как не имеющая значения для рассматриваемого спора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф01-236/18 по делу N А29-5802/2017