г. Нижний Новгород |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А28-4757/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.06.2017, принятое судьей Андрияновым А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А28-4757/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лепсе-Быт" (ИНН: 4345093476, ОГРН: 1044316882224)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании недействительным предписания
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лепсе-Быт" (далее - ООО "Лепсе-Быт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 14.02.2017 N 27/18/17.
Решением суда от 23.06.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы ссылаясь статьи 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, указывает, что наличие технической документации необходимо для осуществления функций управления многоквартирным домом и его технической эксплуатации; ответственность за несвоевременное внесение изменений в техническую документацию возлагается на управляющую организацию и собственников жилищного фонда; при начислении платы на общедомовые нужды должна использоваться площадь, соответствующая технической документации; доказательств того, что технический паспорт содержит ошибочную информацию Общество не представило.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ООО "Лепсе-Быт" в отзыве отклонила доводы заявителя; ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Инспекция надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лепсе-Быт" имеет лицензию от 20.04.2015 N 000032 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В управлении Общества находится многоквартирный дом по адресу: г. Киров, ул. Большева, д. 6 (договору управления многоквартирным домом от 30.04.2015 N 26/15-Би).
С 18.01.2017 по 14.02.2017 на основании приказа от 09.01.2017 N 14/17 надзорный орган провел в отношении заявителя внеплановую документарную проверку. В соответствии с пунктом 4 приказа от 09.01.2017 N 14/17 цель проверки - проверка соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами; основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение гражданина от 19.12.2016 N М-8381, по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
ООО "Лепсе-Быт" 25.01.2017 представило по запросу Инспекции документы и письменные пояснения.
Из представленных Обществом документов следовало, что многоквартирный дом 6 по улице Большева в городе Кирове оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Прибор учета проверен и допущен к эксплуатации в установленном законом порядке.
Согласно протоколу от 23.06.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, принято решение о распределении объема коммунальной услуги, в том числе горячему водоснабжению, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При проведении проверки Инспекция произвела расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по квартире 26 спорного жилого дома за период август - ноябрь 2016 года. По результатам расчета Инспекция установила, что управляющая организация в указанный период излишне начислила собственнику названной квартиры плату по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в сумме 7,1 рубля.
В обоснование произведенного расчета Инспекция указала, что разница в начислениях произошла из-за расхождения площадей. Согласно техническому паспорту спорного дома общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 3548,7 квадратного метра, фактическая общая площадь жилых и нежилых помещений по данным единого государственного реестра недвижимости и лицевых счетов, которую использует управляющая организация при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению - 3498,8 квадратного метра.
На основании данных обстоятельств Инспекция пришла к выводу, что в действиях ООО "Лепсе-Быт" имеются признаки нарушения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 44, пункта 13 (формула N 12) приложения N 2 к Правилам N 354.
Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 14.02.2017 N 27/29/17.
ООО "Лепсе-Быт" выдано предписание от 14.02.2017 N 27/18/17, обязывающее в установленный срок провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований и обеспечению соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в указанном многоквартирном доме; произвести перерасчет (снятие) платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды за период август - ноябрь 2016 года собственникам (нанимателям) жилых помещений названного жилого дома (пункт 1). Представить в Инспекцию отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1 предписания, с приложением подтверждающих документов в срок до 14.04.2017 (пункт 2).
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 11 части 1 статьи 4, пунктом 3 части 5 статьи 20, частями 2, 3 статьи 154, частью 2 статьи 155, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, регламентирован разделом III приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 10 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10.
Как следует из материалов дела и установили суды, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Киров, ул. Большева, д. 6, находится в управлении Общества и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Факт допуска прибора учета в эксплуатацию подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 19.10.2015 N 9626 и свидетельством о поверке от 24.09.2015 N 55-07/2195.
В силу пункта 13 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
Формула 12 приложения N 2 к Правилам N 354 содержит переменную Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с указанной нормой собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме, приняли соответствующее решение, о чем свидетельствует представленный в материалы дела протокол от 23.06.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений.
Инспекция, выдав Обществу оспоренное предписание, исходила из необходимости применения управляющей организацией при расчете платы собственникам спорного многоквартирного дома за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды сведений об общей площади жилых и нежилых помещений, содержащихся в техническом паспорте на дом.
Суды установили, что представленный в материалы дела технический паспорт на многоквартирный жилой дом 6 по улице Большева в городе Кирове составлен по состоянию на 26.10.2000. По данным технического паспорта общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 3548,7 квадратного метра, при этом: общая площадь жилых помещений - 3208,2 квадратного метра (в том числе площадь лоджий - 33,6 квадратного метра), общая площадь нежилых помещений - 340,5 квадратного метра.
При расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды Общество приняло общую площадь жилых и нежилых помещений в размере 3498,8 квадратного метра, определенную на основании данных, указанных в лицевых счетах и свидетельствах о праве собственности на данные помещения.
Из представленных Обществом документов суды установили, что содержащиеся в них данные сформированы по состоянию на более позднюю дату, чем технический паспорт дома.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о том, что надзорный орган не доказал, что данные об общей площади жилых и нежилых помещений, использованные Обществом при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, являются неверными и не подлежат применению; соответственно Инспекция не доказала законность и обоснованность предписания, выданного Обществу.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.06.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2017 по делу N А28-4757/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2018 г. N Ф01-6558/17 по делу N А28-4757/2017