г. Нижний Новгород |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А82-195/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2017, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А., по делу N А82-195/2017
по заявлению открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (ИНН: 7610080401, ОГРН: 1087610002897)
о признании недействительным предписания администрации городского округа город Рыбинск в лице отдела муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей (ИНН: 7610070153, ОГРН: 1067610046459)
и установил:
открытое акционерное общество городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (далее - ОАО "Управляющая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей администрации городского округа город Рыбинск (далее - Отдел, контролирующий орган) об устранении нарушений жилищного законодательства от 04.10.2016 N 450.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на положения главы 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), заявитель считает, что суды не оценили обстоятельства дела. По его мнению, предписание является неисполнимым, поскольку Общество не может обеспечить в соответствии с нормативом предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, так как причиной нарушения температурного режима горячего водоснабжения в многоквартирном доме является отсутствие постоянной циркуляции горячей воды в силу существующего устройства системы горячего водоснабжения, которая нуждается в реконструкции. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отдел в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.09.2016 на основании полученных Департаментом жилищного-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск через систему "Интернет-приемная" обращений жителей многоквартирного дома по адресу: город Рыбинск, улица Герцена, дом 39, по поводу неправомерного бездействия управляющей организации в части устранения причин подачи в жилые помещения горячей воды ненадлежащего качества заместителем главы администрации городского округа город Рыбинск по безопасности издан приказ N 878 о проведении в отношении ОАО "Управляющая компания" внеплановой выездной проверки в рамках муниципального жилищного контроля. Проведение проверки поручено должностным лицам Отдела. В качестве цели контрольного мероприятия указана проверка исполнения договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В ходе проверки в квартире N 154 указанного многоквартирного дома был произведен замер температуры горячей воды. После слива воды в течение 5 минут ее температура составила + 43 °C. Таким образом, проверяющими выявлены нарушения положений пунктов 3.1.1, 3.1.3 договора управления многоквартирным домом от 01.10.2008, требований пункта 5.3.1, а также пункта 12 приложения 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.10.2016 N 895.
ОАО "Управляющая компания" выдано обязательное для исполнения предписание от 04.10.2016 N 450 об устранении нарушений жилищного законодательства, в соответствии с которым Обществу предписано обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: город Рыбинск, улица Герцена, дом 39, в соответствии с нормативными требованиями.
Посчитав, что предписание контролирующего органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 157 ЖК РФ, Правилами N 170, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
В пункте 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей (обслуживающей) компанией.
В соответствии с договором управления от 01.10.2008 ОАО "Управляющая компания" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: город Рыбинск, улица Герцена, дом 39.
Таким образом, именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил.
Пунктом 5.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
При этом пункт 12 приложения 7 к Правилам N 170 относит установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязанность по выполнению которого возложена на управляющую организацию.
Из приведенных положений Правил N 170 следует, что управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы горячего водоснабжения), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Однако в рассматриваемом случае своевременных, действенных и достаточных мер в целях обеспечения нормативного уровня коммунальной услуги горячего водоснабжения Общество не приняло, при этом обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению необходимых мероприятий во избежание снижения качества коммунальной услуги, в апелляционной жалобе не приведено.
Довод ОАО "Управляющая компания" о том, что исключительно состояние участка циркуляционной линии является единственной причиной предоставления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а также о том, что осуществление реконструкции системы горячего водоснабжения в рамках капитального ремонта является единственно возможным способом устранения выявленных нарушений, правомерно отклонен судами.
Оспариваемое предписание не содержит требований о выполнении работ капитального характера и предписывает Обществу именно устранить выявленные нарушения. Управляющей организации предоставлено право выбора способа устранения нарушений, а также определение объема необходимых работ, которые она обязана осуществлять в силу возложенных на нее договором и действующим жилищным законодательством обязательств.
Следовательно, контролирующий орган правомерно возложил на Общество обязанность устранить выявленные нарушения.
Суды обоснованно посчитали, что сама по себе ссылка Общества на необходимость проведения капитального ремонта не снимает с управляющей организации возложенной на нее обязанности по выполнению работ и услуг, направленных на обеспечение исполнения нормативных требований к содержанию и эксплуатации отдельных конструктивных элементов жилого дома до момента проведения капитального ремонта.
Довод о неисполнимости предписания опровергается фактом его исполнения управляющей организацией, что установлено 13.12.2016 в ходе проведения Отделом внеплановой выездной проверки (акт проверки от 13.12.2016 N 1223, лист дела 76). В ходе данного проверочного мероприятия контролирующим органом проведены замеры температуры горячей воды в квартире N 154 многоквартирного дома; полученные показатели соответствовали нормативным требованиям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ОАО "Управляющая компания", и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 21.11.2017 N 2658 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу N А82-195/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на открытое акционерное общество городского округа город Рыбинск "Управляющая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.11.2017 N 2658.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф01-6631/17 по делу N А82-195/2017