г. Нижний Новгород |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А29-1634/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 07.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания":
Парфенова Т.Н. по доверенности от 10.01.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" Управляющая компания:
Ковальчука С.А. по доверенности от 10.05.2017
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А29-1634/2017 Арбитражного суда Республики Коми
по иску общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" (ИНН: 1106024691, ОГРН: 1081106001437)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гелиос" Управляющая компания (ИНН: 1106015312, ОГРН: 1021100895980)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Гелиос" Управляющая компания (далее - Управляющая компания; Общество) о взыскании 100 443 рублей 87 копеек задолженности по оплате сверхнормативного объема потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (ОДН) с августа по декабрь 2016 года.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.06.2017 удовлетворил исковые требования. Суд пришел к выводу, что получение Обществом статуса управляющей организации влечет возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с обязанностью по предоставлению данных услуг конечным потребителям и расчетом за них с ресурсоснабжающими организациями, что не противоречит положениям части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Постановлением от 06.10.2017 Второй арбитражный апелляционный суд отменил решение от 08.06.2017, приняв по делу новый судебный акт, которым отказал в удовлетворении исковых требований. При принятии судебного акта суд апелляционной инстанции руководствовался:
- статьями 8, 438, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 155, 161 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- пунктом 3 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении);
- частями 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ;
- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с принятым постановлением, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 06.10.2017 и оставить в силе решение от 08.06.2017.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд второй инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг в связи с сохранением собственниками помещений многоквартирных домов прежнего порядка предоставления названных услуг и расчетов за них, то есть при непосредственном управлении многоквартирным домом. Компания, ссылаясь на часть 7.1 статьи 155, статьи 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 13, 31 и 32 Правил N 354 и правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, указывает, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) и ресурсоснабжающая организация (поставщик). Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю. При этом при изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечисление конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не изменяется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплатить поставленные ресурсы. Данный вывод не противоречит положениям части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ. Таким образом, как полагает заявитель, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
В письменном отзыве на жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, Общество не согласилось с доводами заявителя и просило оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
В заседании окружного суда представитель истца поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Определением от 21.12.2017 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 30 минут 31.01.2018.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 по делу N А29-1634/2017 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела, Компания является единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования городской округ "Усинск".
Собственники многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Усинск, улица Ленина, дома 7, 7а, 9/1 и 11; улица Нефтяников, дома 41 и 45; улица Приполярная, дома 6, 6а, 10а и 12; улица Комсомольская, дом 24а; улица Пионерская, дом 16 и Красноярский проезд, дом 18а изменили способ управления домами с непосредственного управления на управление управляющей организацией, что подтверждается протоколами общих собраний собственников от 20.03.2015, от 25.03.2015 и от 27.03.2015; выбрали Общество управляющей организацией и с 01.04.2015 заключили договоры управления с ответчиком.
В отсутствие заключенного договора теплоснабжения истец с августа по декабрь 2016 года поставлял в спорные многоквартирные дома тепловую энергию и теплоноситель, в том числе в целях горячего водоснабжения на общедомовые нужды; факт поставки коммунального ресурса подтверждается актами передачи показаний приборов учета и расшифровками предъявления объемов горячего водоснабжения населению.
Компания предъявила для оплаты Обществу счета-фактуры от 30.11.2016 N 11891, N11889, N 11890 и от 31.12.2016 N 13178 на общую сумму 100 443 рубля 87 копеек за сверхнормативный объем потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (ОДН).
Расчет стоимости фактически поставленной ответчику тепловой энергии в 2016 году осуществлен на основании тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, установленных приказами Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2015 N 71/3 и от 08.12.2015 N 77/15.
Неисполнение Управляющей компанией обязанности по оплате стоимости поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа принял постановление исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирных домов.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя управляющую организацию.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.12.2017).
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований о взыскании сверхнормативного объема потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (ОДН) с Управляющей компании.
Нарушений норм права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 по делу N А29-1634/2017 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирных домов.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2018 г. N Ф01-5760/17 по делу N А29-1634/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5760/17
31.01.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1634/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1634/17
06.10.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5840/17
08.06.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1634/17