г. Нижний Новгород |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А28-10701/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный комплекс-3" на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2017, принятое судьей Андрияновым А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А28-10701/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный комплекс-3" (ИНН: 4307016826, ОГРН: 1134307001058)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный комплекс-3" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 04.08.2017 N 27/129/17.
Решением суда от 05.10.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 36, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). В силу приведенных норм в спорный период у Общества не имелось оснований производить начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества исходя из фактически потребленных ресурсов. Действия Общества по начислению платы за электроэнергию исходя из норматива потребления коммунального ресурса соответствуют требованиям законодательства.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе. Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество на основании лицензии от 20.04.2015 N 000024 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами.
В управлении Общества находится многоквартирный дом по адресу: Кировская область, город Вятские Поляны, улица Ленина, 112, по договору управления многоквартирным домом от 16.06.2015 N 51.
Инспекция с 10.07 по 04.08.2017 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что указанный многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию с 01.07.2012.
Поставку электрической энергии в многоквартирный жилой дом осуществляет ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (ранее - АО "Кировэнергосбыт") на основании договора энергоснабжения от 01.10.2013 N 325290.
Инспекция выявила, что собственнику квартиры 22 указанного дома за январь - июнь 2017 года Общество излишне начислило плату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, в общей сумме 402 рубля 18 копеек. В нарушение статьи 157 Кодекса, пункта 29 Правил N 491, пункта 44 Правил N 354 (пункты 10, 13 приложения 2) расчет произведен исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а не из фактически потребленных ресурсов. Результаты проверки отражены в акте от 04.08.2017 N 27/224/17.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 04.08.2017 N 27/129/17 об устранении нарушений, указанных в акте от 04.08.2017, а также об обеспечении соблюдения требований действующего законодательства при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме. В этих целях Общество обязано произвести перерасчет (снятие) излишне начисленных сумм за январь - июнь 2017 года собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 4, 154, 155, 157 Кодекса, Правилами N 354 и 491, Постановлением N 1498, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 9.1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В части 9.2 статьи 156 Кодекса (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 (в редакции Постановления N 1498) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
В силу пунктов 2 и 3 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Во исполнение Постановления N 1498 Правительство Кировской области приняло постановление от 30.05.2017 N 285-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета", действие которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.
Из изложенного следует, что если в спорный период объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям общедомового прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям приборов учета.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что размер платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества собственниками помещений в доме, рассчитанный исходя из показаний прибора учета, не превысил норматив потребления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое предписание законным, обоснованным и исполнимым и отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период положений части 9.2 статьи 156 Кодекса являлся предметом оценки судов и обоснованно отклонен. Как верно указали суды, на территории Кировской области положения данной нормы могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу N А28-10701/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальный комплекс-3" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
...
Довод Общества о необходимости применения при расчете платы в рассматриваемый период положений части 9.2 статьи 156 Кодекса являлся предметом оценки судов и обоснованно отклонен. Как верно указали суды, на территории Кировской области положения данной нормы могли быть реализованы не ранее 01.06.2017 с учетом издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 N 285-П."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2018 г. N Ф01-366/18 по делу N А28-10701/2017
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-366/18
06.12.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8576/17
05.10.2017 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-10701/17
29.08.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-10701/17