г. Нижний Новгород |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А43-11254/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Гришановой М.А. (доверенность от 09.01.2018 N 326-04)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Каменки Агропром" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2017, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-11254/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменки Агропром" (ИНН: 5245021127, ОГРН: 1135252004315)
о признании незаконными решения и бездействия Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (ИНН: 5260417980, ОГРН: 1155260014623) и об устранении допущенных нарушений,
третьи лица - Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, отдел водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каменки Агропром" (далее - ООО "Каменки Агропром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений и бездействия Нижегородской области (далее - Министерства) от 21.02.2017 N 326-03-02-4732/17 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:2178 и бездействия Министерства, выразившегося в неисполнении решения от 29.11.2016 N 326-03-02-33425/16 о проведении аукциона, а также об устранении допущенного нарушения путем обязания Министерства обеспечить организацию и проведение такого аукциона.
Требования основаны на статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 39.8 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием оспоренного отказа и бездействия действующему законодательству и нарушением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, отдел водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Бассейновое управление).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2017, отказал в удовлетворении заявления, поскольку пришел к выводу о правомерности отказа Министерства, не уполномоченного на распоряжение спорного участка, в границах которого имеется водный объект, находящийся в федеральной собственности.
Не согласившись с данными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм процессуального права.
По мнению заявителя, суды приняли во внимание недопустимые доказательства нахождения в границах испрошенного земельного участка ручья, необоснованно возложили на ООО "Каменки Агропром" бремя доказывания фактического отсутствия водного объекта в пределах спорного участка.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании Министерство указало на несостоятельность аргументов заявителя и просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 01.03.2018 объявлен перерыв до 11 часов 15 минут 06.03.2018.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Бассейнового управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав заявителя и его полномочного представителя, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 29.07.2016 о предоставлении в аренду находящегося в собственности Нижегородской области земельного участка площадью 185 132 квадратных метра, с кадастровым номером 52:24:0110002:2178, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, западнее деревни Гремячки, участок 1/2, сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
В письмах от 22.08.2016 N 326-03-02-22946/16 и от 17.10.2016 N 326-03-02-28915/16 Министерство сообщило заявителю о приостановлении работы по названному заявлению в связи с имеющимися разночтениями в сведениях о собственнике испрашиваемого земельного участка и о возможном возобновлении процедуры после получения дополнительной информации от Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области и комитета по управлению муниципальным имуществом Богородского муниципального района Нижегородской области.
Общество направило в Министерство требование от 14.02.2017 о принятии мер, направленных на обеспечение организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110002:2178.
В письме от 21.02.2017 N 326-03-02-4732/17 Министерство отказало Обществу в проведении аукциона на заключение договора аренды по причине нахождения данного земельного участка в границах береговой полосы и водного объекта (ручья), относящихся к территориям общего пользования.
Посчитав оспариваемые решение и бездействие Министерства не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям юридических лиц.
Материалами дела подтверждено и никем не оспаривается, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения; право собственности на него зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Нижегородской областью; назначение земельного участка (категория земель) предметом спора не является.
Вместе с тем, признав обоснованными возражения Министерства, которое сослалось на отсутствие у него полномочий по распоряжению земельным участком, суды обеих инстанций исходили из того, что данный участок относится к федеральной собственности, однако не учли, что решение вопросов о собственнике земельного участка и, следовательно, об уполномоченном на распоряжение этим участком лице непосредственно затрагивает права Российской Федерации (в лице уполномоченных органов по управлению федеральным имуществом) и не может быть выяснено без учета ее мнения об этом.
В силу статей 287 (пункта 3 части 1) и 288 (пункта 4 части 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство является безусловным основанием к отмене принятых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции следует установить круг лиц, права и обязанности которых затрагивает разрешение настоящего спора, привлечь их к участию в деле и вынести законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 3 части 1), 288 (часть 4) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу N А43-11254/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования основаны на статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 39.8 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием оспоренного отказа и бездействия действующему законодательству и нарушением прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
...
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2018 г. N Ф01-100/18 по делу N А43-11254/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7196/18
09.11.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8758/17
08.09.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-11254/17
14.03.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-100/18
06.12.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8758/17
28.09.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-11254/17