Нижний Новгород |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А39-7047/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Осокиной Т.Ю. (доверенность от 24.10.2017 N 161)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2017,
принятое судьей Волковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
по делу N А39-7047/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия
о признании незаконным бездействия,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Юго-Западная",
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия (далее - Инспекция, надзорный орган), выразившегося в отказе в проведении проверки, о чем Общество было уведомлено письмом от 26.06.2017 N 1232/2666. Одновременно заявитель просил суд обязать Инспекцию провести проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Юго-Западная".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Городская управляющая компания "Юго-Западная" (далее - ООО ГУК "Юго-Западная").
Решением суда от 21.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 решение оставлено без изменения.
ПАО "Т Плюс" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия Республики Мордовия от 25.06.2012 N 228, Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), считает, что Инспекция необоснованно отказала в проведении проверки, так как поводом для обращения в Инспекцию послужил факт нарушения ООО ГУК "Юго-Западная" лицензионного законодательства, выразившегося в несоблюдении порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающей организацией.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция и третье лицо отзывы на жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.06.2017 ПАО "Т Плюс" обратилось в Инспекцию с заявлением о необходимости проведения проверки в отношении ГУК "Юго-Западная" на предмет выявления нарушений правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также возбуждении в отношении должностных лиц данной компании дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях.
В своем обращении Общество сообщило, что сумма задолженности ГУК "Юго-Западная" перед ПАО "Т Плюс" за период с января по май 2017 года составила 100 526 563 рубля, расчеты за поставленную энергию на протяжении всего периода осуществлялись несвоевременно, что является нарушением лицензионных требований.
В письме от 26.06.2017 N 1232/2666 Инспекция проинформировала Общество об отсутствии законных оснований для проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований.
Посчитав, что надзорный орган допустил незаконное бездействие, а изложенное в письме от 26.06.2017 N 1232/2666 решение противоречит действующему законодательству, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154, 161, 162, 192, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Федерального закона 99-ФЗ, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), Правилами N 416, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным и для удовлетворения требований Общества.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно частям 1, 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
На основании часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
В Положении N 1110 установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
В пункте 3 Положения N 1110 определены лицензионные требования к лицензиату, к числу которых относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно из материалов дела и установили суды, ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) и ООО ГУК "Юго-Западная" (потребитель) заключили договор от 14.03.2013 N З/о теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
Кроме того, ПАО "Т Плюс" (энергоснабжающая организация) и ООО ГУК "Юго-западная" (абонент) заключили договор от 14.03.2013 N 3/г горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду установленного качества (горячая вода) в объеме, установленном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду.
Общество в заявлении, поданном в надзорный орган указало на наличие задолженности ООО ГУК "Юго-Западная" перед ПАО "Т Плюс" за период с января по май 2017 года в размере 100 526 563 рублей; несвоевременное осуществление расчетов за поставленную энергию на протяжении всего периода, что приводит к неблагоприятным экономическим последствиям для поставщика электроэнергии в виде роста дебиторской задолженности.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением установленных данной нормой стандартов, в том числе: организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в частности осуществлением управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана обеспечивать соблюдение установленных стандартов посредством исполнения своих обязанностей, вытекающих из положений Жилищного кодекса Российской Федерации и лицензионных требований.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям управляющая организация обязана обеспечить организацию и соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Как установили суды и видно из материалов дела, в данном случае основанием для обращения ПАО "Т Плюс" в Инспекцию с заявлением о проведении проверки в связи с нарушением ООО ГУК "Юго-Западная" лицензионных требований послужило наличие у управляющей компании задолженности перед ресурсоснабжающей организацией и уклонение управляющей организации от надлежащего исполнения договорных обязательств по оплате поставленной энергии на сумму 100 526 653 рубля за период с января по май 2017 года (сальдо на 01.01.2017 - 80 472 720 рублей 08 копеек).
Между тем суды обоснованно указали, что погашение задолженности за поставленный по договору энергоресурс не является лицензионным требованием управляющей организации, которая в силу действующего законодательства обязана соблюдать лицензионные требования, которые в конкретной ситуации заключаются в оформлении договора энергоснабжения, организации и осуществлении расчетов за услуги, включая ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством, согласно абзацу 4 подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416.
Таким образом, исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств по оплате ресурса подлежит оценке с точки зрения требований гражданского законодательства.
Проведение проверки по факту наличия у ООО ГУК "Юго-Западная" задолженности перед ресурсоснабжающей организацией и установлению уклонения управляющей организации от исполнения договорных обязательств в связи с неоплатой потребленной электроэнергии является вмешательством Инспекции в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов, что недопустимо.
Лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в доме, в связи с чем требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения), соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, не могут быть отнесены к лицензионным требованиям.
Наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к порядку осуществления расчетов.
В данном случае Инспекция рассмотрела обращение ПАО "Т Плюс" и своевременно, в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ, ответила на него письмом от 26.06.2017 N 1232/2666, в котором со ссылкой на фактические обстоятельства и нормы действующего жилищного законодательства уведомила заявителя о своем решении.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А39-7047/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Т Плюс".
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.04.2018 N 4225.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением установленных данной нормой стандартов, в том числе: организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в частности осуществлением управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана обеспечивать соблюдение установленных стандартов посредством исполнения своих обязанностей, вытекающих из положений Жилищного кодекса Российской Федерации и лицензионных требований.
...
Наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к порядку осуществления расчетов.
В данном случае Инспекция рассмотрела обращение ПАО "Т Плюс" и своевременно, в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ, ответила на него письмом от 26.06.2017 N 1232/2666, в котором со ссылкой на фактические обстоятельства и нормы действующего жилищного законодательства уведомила заявителя о своем решении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2018 г. N Ф01-3114/18 по делу N А39-7047/2017