г. Нижний Новгород |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А17-2430/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2017, принятое судьей Тимошкиным К.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А17-2430/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона" (ИНН: 3702739662, ОГРН: 1143702022936)
о признании недействительным приказа службы государственной жилищной инспекции Ивановской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационный участок N 4" (ИНН: 3702727219, ОГРН: 1143702009769),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным приказа службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба) от 01.03.2017 N 178 и об обязании Службы включить в реестр лицензий многоквартирный дом N 122 по улице 9-я Сосневская города Иваново со сроком начала управления с 01.07.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационный участок N 4" (далее - ООО УК "РЭУ N 4").
Решением суда от 04.09.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), просит отменить судебные акты. По мнению Общества, право управления многоквартирными домами не обусловлено исключительно внесением сведений в реестр лицензий, поскольку волеизъявление собственников на изменение способа управления либо изменение управляющей организации носят приоритетный характер. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Службы в отзыве отклонила доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ООО УК "РЭУ N 4" не представило отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 28.05.2015 N 037 000146 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Общество обратилось в Службу с заявлением от 30.01.2017 N 6-18-54 о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области (далее - реестр лицензий) в части изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением заявителя. Общество просило включить в реестр сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Иваново, улица 9-я Сосневская, 122, на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.06.2016.
Общество 08.02.2017 представило в Службу дополнительные документы к данному заявлению.
В период с 31.01 по 13.02.2017 Служба провела проверку на предмет соблюдения условий, указанных в пункте 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Приказом от 13.02.2017 N 111 Служба приостановила рассмотрение заявления от 30.01.2017 на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка N 938/пр, а именно: выявленное по итогам проверки заявлений и документов, представленных лицензиатом, противоречие сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (дом включен в перечень многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК "РЭУ N 4", в реестре лицензий).
При этом ООО УК "РЭУ N 4" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на момент рассмотрения заявления Общества в Службу не обращалось.
Служба письмом от 13.02.2017 N 806-ис уведомила ООО УК "РЭУ N 4" о необходимости исполнения в срок до 01.03.2017 требований статьи 198 Кодекса и представления в соответствии с Порядком N 938/пр заявления о внесении изменений в реестр лицензий в части исключения указанного многоквартирного дома из перечня многоквартирных домов, находящихся под управлением этой управляющей компании.
В Службу поступило заявление ООО УК "РЭУ N 4" от 16.02.2017 об исключении указанного многоквартирного дома из перечня домов, находящихся под его управлением.
По итогам рассмотрения заявления ООО УК "РЭУ N 4" и представленных документов Служба не установила нарушений требований статьи 198 Кодекса и Порядка N 938/пр, в связи с чем приняла решение об исключении многоквартирного дома из перечня многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УК "РЭУ N 4" (приказ от 01.03.2017 N 177).
Рассмотрев заявление Общества от 30.01.2017 N 6-18-54, Служба издала приказ от 01.03.2017 N 178 о внесении изменений в реестр лицензий. На основании пунктов 8 и 17 Порядка N 938/пр указанный многоквартирный дом включен в перечень домов, находящихся под управлением Общества с 01.03.2017.
Общество не согласилось с приказом от 01.03.2017 N 178 в части указания срока начала управления домом и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 44, 161, 162, 192, 198 Кодекса, статьями 2, 4, 6, 7 и 8 Федерального закона N 209-ФЗ, Порядком N 938/пр и Порядком и способами размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденным приказами Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 (далее - Порядок), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 161 и 162 Кодекса надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Кодекса).
Согласно частям 1 и 2 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
В части 3 статьи 198 Кодекса установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 4 статьи 198 Кодекса при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса (не позднее, чем через тридцать дней со дня подписания договора), за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
Таким образом, условием для начала осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 указанного Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям 2 и 3 данного Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В пункте 8 Порядка N 938/пр установлено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В случае отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления в связи с наличием судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении, повторное обращение с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке с предоставлением вступившего в силу судебного акта, подтверждающего право лицензиата управлять многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (пункт 13 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 14 Порядка N 938/пр в случае принятия решения о внесении изменений в реестр соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Из материалов дела видно и суды установили, что необходимость внесения изменений в реестр лицензий с 01.07.2016 Общество обосновывало наличием протокола общего собрания от 11.06.2016, которым собственники приняли решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО УК "РЭУ N 4" с 30.06.2016 и выборе Общества в качестве управляющей компании с 01.07.2016.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявлений Общества о внесении изменений в реестр лицензий от 16.06.2016 и от 03.11.2016 Служба отказала во включении спорного многоквартирного дома в реестр лицензий по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5, подпунктом "а" пункта 9 Порядка N 938/пр (ввиду наличия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление домом).
Основанием для издания оспариваемого приказа явилось заявление Общества от 30.01.2017 N 6-18-54. Указанное заявление о внесении изменений в реестр лицензий рассматривалось Службой в общем порядке, предусмотренном пунктом 12 Порядка N 938/пр, по итогам рассмотрения вынесен приказ от 01.03.2017 N 178.
Следовательно, в силу положений пункта 14 Порядка N 938/пр решение Службы о внесении изменений в реестр лицензий не может содержать календарную дату изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, определенную ранее календарной даты подачи заявления об этом.
В соответствии со статьями 195 и 198 Кодекса на официальном сайте Службы в разделе "Лицензирование", а также в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещен реестр лицензий, содержащий среди прочего сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты. Сведения актуализируются ежедневно в режиме on-line и доступны для неограниченного круга лиц.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федерального закона N 209-ФЗ. Целью данного закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно статье 4 Федерального закона N 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства осуществляются, в том числе на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что открытый доступ к реестру лицензий, который должен содержать полную, достоверную и актуальную информацию, предоставлен неопределенному кругу лиц с правом многократного использования такой информации в возникающих правоотношениях (в частности, жителям дома, не принимавшим участие в выборе управляющей компании, органам местного самоуправления, контрагентам), а обновление такой информации осуществляется строго в день изменения сведений, в связи с чем Служба в рассматриваемом случае не могла распространить действие приказа от 01.03.2017 N 178 ретроспективно (на прошлое время, как испрашивает Общество с 01.07.2016).
Кроме того, как верно указали суды, оспариваемым приказом не устанавливался момент фактического начала управления Обществом спорным многоквартирным домом, а определялся момент внесения изменений в реестр, связанных с включением дома в перечень домов, находящихся под управлением Общества.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о законности изданного Службой приказа в части установления срока начала управления спорным домом и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку они приняты на основании иных конкретных обстоятельств спора.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу N А17-2430/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Корона" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 4 Федерального закона N 209-ФЗ создание, эксплуатация и модернизация государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства осуществляются, в том числе на основе следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; однократность размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в системе либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и системой; многократность использования информации, размещенной в системе, участниками информационного взаимодействия; непрерывность и бесперебойность функционирования системы; полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе; использование единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2018 г. N Ф01-411/18 по делу N А17-2430/2017