г. Нижний Новгород |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А28-9199/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 25.12.2017 N 576)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2017, принятое судьей Хлюпиной Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А28-9199/2017
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН: 1084345012465, ИНН: 4345230958)
о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089, ИНН: 4345049124)
и установил:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - АО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 07.06.2017 N 20/129/17.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2017, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По его мнению, корректировка платы по отоплению может быть произведена только в случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, находящимся в рабочем состоянии, в связи с чем в рассмотренном случае надзорный орган обоснованно посчитал, что корректировка платы за отопление должна быть осуществлена АО "КТК" за январь - октябрь 2016 года (период непрерывной работы общедомового прибора учета). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 11.05 по 07.06.2017 сотрудниками Инспекции в связи с заявлением гражданина о фактах необоснованного начисления АО "КТК" платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по адресу: город Киров, улица Сурикова, дом 44, в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе данной проверки установлено, что АО "КТК" (теплоснабжающая организация) осуществляет поставку тепловой энергии в указанный многоквартирный дом на основании договора теплоснабжения (снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 05.02.2015 N 916043 и дополнительного соглашения к нему.
При этом общим собранием собственников помещений спорного жилого дома в порядке части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации принято решение о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению с 01.11.2016 непосредственно ресурсоснабжающей организации (протокол от 28.04.2016).
Многоквартирный дом по указанному адресу оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Согласно акту от 25.04.2013 N 2576 узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 22.04.2013 по 11.10.2016. Повторно узел учета тепловой энергии в данном доме допущен в эксплуатацию с 17.01.2017 по 08.12.2020, о чем представлен акт N Э1098.
В марте 2017 года собственнику квартиры N 13 жилого дома N 44 по улице Сурикова города Кирова Обществом произведена корректировка размера платы за отопление за январь - декабрь 2016 года.
Проверив данный расчет и установив, что в период с 12.10.2016 по декабрь 2016 узел учета тепловой энергии не был пригоден к коммерческим расчетам, Инспекция посчитала, что корректировка должна быть осуществлена заявителем за январь - октябрь 2016 года (период непрерывной работы общедомового прибора учета). В связи с тем, что АО "КТК" произвело корректировку платы за отопление за январь - декабрь 2016 года, проверяющими был сделан вывод о нарушении Обществом положений пунктов 42 (1), пункта 3 (2) приложения N 2 Правил N 354.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 07.06.2017 N 20/207/17.
АО "КТК" выдано предписание 07.06.2017 N 20/129/17, которым на Общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте проверки от 07.06.2017 N 20/207/17, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в доме по адресу: город Киров, улица Сурикова, дом 44, а именно произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной суммы по корректировке за отопление за 2016 год собственникам (нанимателям) данного дома.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений (часть 5 статьи 20 ЖК РФ, Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493).
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
Коммунальная услуга теплоснабжения оказывается круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода и должна обеспечить теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
В силу пункта 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно, без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу отопления предусмотрен положениями пункта 42 (1) Правил N 354.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В формуле 3 (1) приложения N 2 к названным Правилам установлен порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Данная формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Суды установили, что многоквартирный жилой дом по адресу: город Киров, улица Сурикова, дом 44 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом первоначально прибор учета был допущен в эксплуатацию с 22.04.2013 по 11.10.2016. В последующем узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 17.01.2017 по 08.12.2020, что подтверждается актом N Э1098.
На основании пункта 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2). Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Суды правильно указали, что, поскольку в течение 2016 года собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного жилого дома по указанному адресу размер платы за отопление определялся по формуле 3 (1), то в первом квартале года, следующего за расчетным годом, заявителем должна быть осуществлена корректировка платы по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354. При этом выход из строя общедомового прибора учета тепловой энергии в 2016 году не изменил порядок определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год формулы 3 (1) приложения N 2 к данным Правилам.
При проведении проверки установлено и ответчиком не оспаривается, что в марте 2017 года Общество во исполнение требований пункта 42 (1) Правил N 354 произвело начисление корректировки платы за отопление за январь - декабрь 2016 года собственнику квартиры N 13 жилого дома N 44 по улице Сурикова города Кирова.
Инспекция полагает правильным расчет корректировки платы за отопление, осуществленный за период непрерывной работы общедомового прибора учета, то есть за период с января по октябрь 2016 года.
Вместе с тем суды правомерно отклонили позицию надзорного органа о том, что корректировка платы за отопление по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 должна осуществляться только за период с января по октябрь 2016 год в силу следующего.
В пункте 42 (1) Правил N 354 использована формулировка "календарный год" применительно к оплате коммунальной услуги по отоплению с использование формул 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом период проведения корректировки - первый квартал года, следующий за расчетным годом (пункт 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354).
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надзорный орган нормативно не обосновал необходимость проведения корректировки платы за отопление с учетом периода непрерывной работы общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствовало положениям действующего законодательства и нарушало права и законные интересы Общества, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А28-9199/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При проведении проверки установлено и ответчиком не оспаривается, что в марте 2017 года Общество во исполнение требований пункта 42 (1) Правил N 354 произвело начисление корректировки платы за отопление за январь - декабрь 2016 года собственнику квартиры N 13 жилого дома N 44 по улице Сурикова города Кирова.
...
В пункте 42 (1) Правил N 354 использована формулировка "календарный год" применительно к оплате коммунальной услуги по отоплению с использование формул 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом период проведения корректировки - первый квартал года, следующий за расчетным годом (пункт 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354).
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надзорный орган нормативно не обосновал необходимость проведения корректировки платы за отопление с учетом периода непрерывной работы общедомового прибора учета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2018 г. N Ф01-712/18 по делу N А28-9199/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-712/18
08.12.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8557/17
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-9199/17
31.07.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-9199/17