Нижний Новгород |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А82-9595/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя
от ответчика: Потемкина В.А., директора (решение от 10.02.2014 N 1/14)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2018,
принятое судьей Фирсовым А.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А82-9595/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина"
(ИНН: 7813171100, ОГРН: 1027806865481)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги"
(ИНН: 7602062462, ОГРН: 1077602003764)
о взыскании 1584 рублей 11 копеек,
третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (далее - ООО "РГС-Медицина") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги" (далее - ООО "Эксперт-Услуги", Общество) о взыскании излишне выплаченных денежных средств в размере 1462 рублей 40 копеек, а также 121 рубля 71 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 06.10.2016 по 15.06.2017 и по день фактического исполнения обязательства по оплате долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2018 иск удовлетворен частично: с Общества взысканы денежные средства в размере 1462 рублей 40 копеек, 49 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 08.02.2017 по 15.06.2017, и 1909 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оснований для возврата страховой медицинской организации спорной суммы денежных средств не имеется, поскольку истец пропустил срок проведения экспертизы качества медицинской помощи. Общество полагает, что судам надлежало исследовать соответствие перечня запрошенной истцом для проверки медицинской документации требованиям пунктов 14 и 25 приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", а также учесть, что Общество выполнило требования пунктов 73-76 названного приказа и не получало письмо Фонда от 05.10.2016 N 4084. Кроме того, суду первой инстанции представлены дополнительные пояснения и документы, опровергающие выявленные истцом нарушения при оказании медицинской помощи.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
ООО "РГС-Медицина" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Фонд и ООО "РГС-Медицина", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Эксперт-Услуги" (медицинская организация) и ООО "РГС-Медицина" (страховая медицинская организация) заключили договор от 01.01.2015 N 69 на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 4.3 договора страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и передавать акты, содержащие результаты контроля, в медицинскую организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.
В рамках исполнения названного договора ООО "РГС-Медицина" в период июнь-август 2016 года провело целевую экспертизу качества медицинской помощи, в ходе которой выявило случаи некачественного оказания медицинских услуг.
По итогам контрольных мероприятий составлены акты экспертизы качества медицинской помощи от 24.08.2016 N 2446.1, 2446.2, 2446.3, согласно которым из суммы, оплаченной медицинской организации за оказанные услуги, подлежат удержанию 1462 рубля 40 копеек.
Не согласившись с выводами экспертизы, Общество обратилось в Фонд с претензией от 06.09.2016 N 12/16, которая не была рассмотрена в связи с непредставлением Обществом медицинской документации (письмо от 05.10.2016 N 4084).
В претензиях от 31.01.2018 N 78 и от 03.04.2017 N 340 ООО "РГС-Медицина" потребовало от Общества возвратить излишне перечисленные средства обязательного медицинского страхования в размере 1462 рубля 40 копеек.
Общество добровольно данную сумму не уплатило, что послужило основанием для обращения ООО "РГС-Медицина" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 314, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4, 9, 15, 16, 20, 38, 40, 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, Арбитражный суд Ярославской области счел требования ООО "РГС-Медицина" обоснованными и удовлетворил иск в обжалуемой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу частей 2, 6 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется, в том числе путем проведения экспертизы качества медицинской помощи, под которой понимается выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
На основании части 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 23 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230) экспертиза качества медицинской помощи проводиться в виде целевой экспертизы качества медицинской помощи или плановой экспертизы качества медицинской помощи.
В пункте 24 Порядка N 230 установлено, что целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и случаев, указанных в подпункте "д" пункта 25 настоящего раздела.
Организационные экспертные мероприятия (например, запрос материалов, необходимых для проведения экспертизы качества медицинской помощи, и их анализ, переговоры с экспертом качества необходимой специальности) осуществляются в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам.
При выявлении страховой медицинской организацией (по результатам жалобы, по результатам внутреннего контроля, по запросам органов прокуратуры Российской Федерации, Росздравнадзора, иных государственных органов и организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) случаев летальных исходов, внутрибольничного инфицирования и осложнений заболеваний, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится независимо от времени, прошедшего с момента оказания медицинской помощи (пункт 26 Порядка N 230).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае факт нарушения Обществом случаев порядка оказания медицинской помощи судами установлен на основе оценки имеющихся в деле доказательств, подтвержден материалами дела (в том числе актами экспертизы качества медицинской помощи) и ответчиком документально не опровергнут.
Довод заявителя жалобы о пропуске страховой медицинской организацией срока для проведения экспертизы качества медицинской помощи в данном случае правового значения не имеет, поскольку такое нарушение не освобождает медицинскую организацию от обязанности возвратить денежные средства, полученные за некачественно оказанные услуги, а может являться основанием для привлечения страховой медицинской организации к ответственности в виде наложения фондом обязательного медицинского страхования штрафа в соответствии с частью 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой части.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.01.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А82-9595/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Эксперт-Услуги".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 23 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230) экспертиза качества медицинской помощи проводиться в виде целевой экспертизы качества медицинской помощи или плановой экспертизы качества медицинской помощи.
...
Довод заявителя жалобы о пропуске страховой медицинской организацией срока для проведения экспертизы качества медицинской помощи в данном случае правового значения не имеет, поскольку такое нарушение не освобождает медицинскую организацию от обязанности возвратить денежные средства, полученные за некачественно оказанные услуги, а может являться основанием для привлечения страховой медицинской организации к ответственности в виде наложения фондом обязательного медицинского страхования штрафа в соответствии с частью 13 статьи 38 Закона N 326-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2018 г. N Ф01-3423/18 по делу N А82-9595/2017