г. Нижний Новгород |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А17-1954/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.04.2017, принятое судьей Владимировой Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017, принятое судьями Поляковой С.Г., Горевым Л.Н., Савельевым А.Б., по делу N А17-1954/2016
по иску акционерного общества "Ивгортеплоэнерго" (ИНН: 3702733438, ОГРН: 1143702016006)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (ИНН: 3702624975, ОГРН: 1103702018529)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
акционерное общество "Ивгортеплоэнерго" (далее Общество; теплоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (далее
Управляющая компания; потребитель) о взыскании 506 637 рублей 70 копеек задолженности по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя, 74 773 рублей 69 копеек неустойки, начисленной по состоянию на 23.03.2016, и неустойки за период с 24.03.2016 по день фактического исполнения обязательства.
Исковые требования основаны на статьях 307 311, 330, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащем исполнением ответчиком обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в ноябре 2015 - январе 2016 года. Арбитражный суд Ивановской области решением от 25.04.2017 частично удовлетворил исковые требования: взыскал с ответчика в пользу истца 339 039 рублей 81 копейку пеней за просрочку оплаты тепловой энергии и теплоносителя, начисленных с 16.12.2015 по день фактической оплаты долга
12.12.2016, и отказал в удовлетворении остальной части иска.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.09.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 307 (далее
Правила
307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее
Правила
354), и пришли к выводу о том, что Общество доказало факты поставки тепловой энергии и теплоносителя в спорный период.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25.04.2017 и постановление от 08.09.2017 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик ссылается на то, что истец предъявил к оплате тепловую энергию в объеме, который определен в том числе за те дни, в которые поставлен ресурс ненадлежащего качества. Расчет фактического потребления тепловой энергии в спорный период и данные, по которым можно определить соответствие качества и объема фактически поставленной тепловой энергии условиям договора и требованиям, установленным нормативно-правовыми актами в сфере теплоснабжения, не представлены. Формальное несоблюдение ответчиком порядка установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований. Представленные ответчиком доказательства бесспорно свидетельствуют о систематическом и заведомом нарушении истцом принятых на себя обязательств. Определить фактический объем потребленного ресурса в спорном периоде с учетом фактов поставки некачественной тепловой энергии не представляется возможным.
Общество в отзыве на жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, правоотношения сторон урегулированы договором теплоснабжения от 25.03.2013 N 1441, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть до границы наружных теплотрасс теплоснабжающей организации, указанной в приложении 2 к договору, тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 2.1.2 договора теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию и теплоноситель надлежащего качества. Качественные показатели тепловой энергии обеспечиваются путем регулирования отпуска тепловой энергии потребителю качественным методом центрального регулирования на источнике тепла в соответствии с температурным графиком 150/70 со срезкой на 60 °C, в межотопительный сезон 70/60 в соответствии с температурным графиком, определенным в приложении 3 к договору, и количественным методом в тепловых пунктах объекта теплопотребления. Количество тепловой энергии теплоснабжающей организацией на нужды отопления определяется в зависимости от прогнозируемых климатических условий.
В соответствии с пунктом 2.2.5 договора потребитель обязан извещать телефонограммой теплоснабжающую организацию (круглосуточного дежурного) обо всех фактах изменения объемов, качества подаваемых и потребляемых тепловой энергии и теплоносителя, а также об изменении качества предоставленных потребителям коммунальных услуг немедленно с момента их обнаружения; согласовывать с теплоснабжающей организацией сроки и место прибытия представителя теплоснабжающей организации для выявления причин изменений и составления акта.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Оплата фактически потребленных потребителем тепловой энергии, теплоносителя и услуг по ее передаче за расчетный месяц производится потребителем самостоятельно до 15-го (включительно) числа месяца, следующего за расчетным на расчетный счет теплоснабжающей организации или в кассу теплоснабжающей организации на основании счета-фактуры теплоснабжающей организации (пункт 4.4 договора).
Согласно пункту 4.6 договора в случае несоблюдения срока оплаты платежных документов по какой бы то ни было причине потребитель по требованию теплоснабжающей организации уплачивает неустойку, исчисляемую исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы не перечисленных (несвоевременно перечисленных) денежных средств за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления срока оплаты по день фактической оплаты включительно.
В пункте 5.2 договора установлено, что теплоснабжающая организация при поставке тепловой энергии и теплоносителя не несет ответственности за качество теплоснабжения объекта, в том числе если неудовлетворительное теплоснабжение объекта вызвано несоответствием требуемого потребителю договорного объема тепловой энергии, а также неудовлетворительным техническим состоянием систем теплоснабжения потребителя.
Объектами теплоснабжения в исковой период являлись многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: город Иваново, Кохомское шоссе, дома 17а и 22, улица Смирнова, дом 85, улица Парижской Коммуны, дом 13, улица Новая, дом 6.
Во исполнение договора Общество с ноября 2015 года по январь 2016 года поставило Управляющей компании тепловую энергию и теплоноситель.
Ненадлежащее исполнение Управляющей компанией обязанности по оплате поставленного ресурса послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Правила, предусмотренные статьями 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя) в спорный период подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем ответчик полагает, что в отношении потребителей дома 13 по улице Парижской Коммуны города Иваново коммунальный ресурс на отопление поставлен ненадлежащего качества.
Коммунальный ресурс приобретался Управляющей компанией у ресурсоснабжающей организации для предоставления гражданам потребителям коммунальной услуги, поэтому на отношения сторон распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 и Правил N 354.
Согласно пункту 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
Согласно пункту 108 Правил N 354 сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
В пункте 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Указанный акт проверки является основанием для проведения перерасчета платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества конечным потребителям.
Согласно пунктам 66 69 Правил
307 в случае предоставления услуг ненадлежащего качества составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписываемый потребителем и исполнителем. Акт также может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Управляющая компания не представила допустимых доказательств поставки истцом тепловой энергии ненадлежащего качества.
Ссылки заявителя жалобы на представленные в материалы дела выписку из журнала телефонограмм, выписку из журнала обращений жителей многоквартирного дома в Управляющую компанию, акты обследования от 02, 10, 25 и 31 декабря 2015 года, составленные ответчиком и собственниками жилых помещений, не приняты судом округа, поскольку данные, отраженные в названных документах, несопоставимы. Акты обследования составлены ответчиком без участия ресурсоснабжающей организации, что лишает данный документ доказательственной силы.
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управляющая компания не представила иных доказательств, свидетельствующих о том, что потери тепловой энергии произошли в сетях истца, а не во внутридомовых сетях ответчика, в связи с чем суды пришли к верному выводу о доказанности истцом объема и стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных ответчику в спорный период.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 по делу N А17-1954/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Указанный акт проверки является основанием для проведения перерасчета платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества конечным потребителям.
Согласно пунктам 66 69 Правил
307 в случае предоставления услуг ненадлежащего качества составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, подписываемый потребителем и исполнителем. Акт также может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2018 г. N Ф01-6144/17 по делу N А17-1954/2016