Нижний Новгород |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А31-11146/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Волна"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.12.2017,
принятое судьей Авдеевой Н.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А31-11146/2017
по иску Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
(ОГРН: 1024400527777, ИНН: 4401015844)
к обществу с ограниченной ответственностью "Волна"
(ОГРН: 1104401005873, ИНН: 4401110537)
о взыскании 1 560 000 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
(ОГРН: 1024400518548, ИНН: 4443024537),
и установил:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент транспорта) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волна" (далее - ООО "Волна", Общество) о взыскании 1 560 000 рублей излишне полученных субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент регулирования тарифов).
Решением суда от 19.12.2017 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 решение Арбитражного суда Костромской области оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Костромской области.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области водного транспорта в 2014-2016 годах, утвержденный постановлением Администрации Костромской области от 30.01.2014 N 12-а, и постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 22.04.2014 N 14/47 "Об утверждении максимальных тарифов на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в пригородном сообщении и на переправе на территории Костромской области и о признании утратившим силу постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 23 апреля 2013 года N 13/68". По мнению Общества, в целях предоставления субсидий необходимо учитывать валовую выручку перевозчика, а в качестве периода регулирования тарифов - календарный год. Соглашение о предоставлении субсидий действовало с 01.01.2016 по 31.12.2016. В суде первой инстанции не исследовался вопрос об обращении ООО "Волна" в регулирующий орган с заявлением об утверждении тарифов на 2016 год, в связи с чем соответствующие доказательства не представлены в материалы дела.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе.
Департамент транспорта и Департамент регулирования тарифов отзывы на кассационную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах приведенных доводов.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Департамент транспорта (организатор перевозок) и ООО "Волна" (перевозчик) заключили договор от 16.02.2016 N 39/16 на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом общего пользования на территории Костромской области в 2016 году, предметом которого являлось обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом общего пользования по местным и пригородным транспортным маршрутам и переправе областного значения самоходными транспортными судами на условиях публичного договора с применением провозной платы в пределах установленного тарифа и предоставлением установленных льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
Департамент транспорта (организатор перевозок) и Общество (получатель) подписали соглашение от 17.02.2016 N С-40/16 о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов от осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, согласно которому организатор перевозок обязался возмещать получателю недополученные доходы, возникающие при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом общего пользования на территории Костромской области.
Размер субсидии рассчитывается ежемесячно с учетом нарастающего итога и определяется как разница между суммой расходов, понесенных получателем при осуществлении регулярных перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок, при условии применения максимального тарифа, установленного распорядительным актом исполнительного органа государственной власти Костромской области в сфере регулирования цен (тарифов).
Во исполнение договора и соглашения Обществу перечислено 6 200 000 рублей субсидий на возмещение недополученных доходов от осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа в 2016 году, в том числе 1 560 000 рублей за периоды с 01.01.2016 по 30.04.2016 и с 08.11.2016 по 31.12.2016, когда навигация не осуществлялась.
По результатам плановой выездной проверки целевого использования средств, предусмотренных на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы Костромской области", Департамент финансового контроля Костромской области вынес Департаменту транспорта представление от 01.08.2017 N 05-05/51 об устранении нарушений, в котором указал на незаконное предоставление ООО "Волна" субсидии на возмещение недополученных доходов в сумме 1 560 000 рублей в периоды, когда перевозки пассажиров и багажа водным транспортом не осуществлялись.
Департамент направил Обществу претензию от 08.09.2017 N 01/9512 о возврате субсидии, полученной в 2016 году в связи с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом по маршрутам пригородного сообщения, в размере 1 560 000 рублей.
ООО "Волна" требование не исполнило, в связи с чем Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области водного транспорта в 2014 - 2016 годах, утвержденным постановлением Администрации Костромской области от 30.01.2014 N 12-а, суд первой инстанции удовлетворил иск, при этом указал на отсутствие оснований для получения Обществом субсидии в периоды, когда перевозки пассажиров и багажа фактически не осуществлялись.
Второй арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с выводом Арбитражного суда Костромской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области водного транспорта в 2014-2016 годах, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 30.01.2014 N 12-а (далее - Порядок), целью предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области водного транспорта является возмещение недополученных доходов перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом общего пользования по местным и пригородным транспортным маршрутам и переправам областного значения на территории Костромской области с применением установленного тарифа в целях обеспечения осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа самоходными транспортными судами по местным и пригородным транспортным маршрутам и переправам областного значения на территории Костромской области.
В пункте 4 Порядка установлено, что получателями субсидий являются юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа самоходными транспортными судами по местным и пригородным транспортным маршрутам и переправам областного значения на территории Костромской области с применением провозной платы в пределах установленного тарифа по согласованному с главным распорядителем расписанию движения судов (далее - регулярные перевозки водным транспортом).
Субсидии предоставляются лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, заключившим с главным распорядителем договор на обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа водным транспортом на территории Костромской области (далее - договор) и имеющим недополученные доходы (пункт 5 Порядка).
На основании пункта 18 Порядка, в случае нарушения получателями условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком и заключенным Соглашением, а также обнаружения излишне выплаченных сумм субсидий, выявления недостоверных сведений в документах, представленных для получения субсидии, на основании письменного требования главного распорядителя и (или) предписания департамента финансового контроля Костромской области подлежат возврату получателями в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (предписания).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 22.04.2014 N 14/47 "Об утверждении максимальных тарифов на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в пригородном сообщении и на переправе на территории Костромской области и о признании утратившим силу постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 23 апреля 2013 года N 13/68" Обществу установлены экономически обоснованные тарифы на навигацию 2014 года, размеры которых определены в соответствии с представленными расчетными материалами с учетом затрат за 2013 год в целом, включая затраты на оплату труда, ремонт, запасные части, материалы. При этом необходимая валовая выручка перевозчика принята в объеме денежных средств, необходимых перевозчику для полного возмещения затрат на обслуживание маршрута соответствующего сообщения и получения экономически обоснованной прибыли.
Для установления тарифов на навигацию 2016 года ООО "Волна" в установленном порядке не обращалось.
Общество на основании договора от 16.02.2016 N 39/16 обязалось предоставлять установленные действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области льготы по оплате проезда отдельным категориям граждан.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на то, что в соответствии с пунктом 5 Порядка Департамент транспорта обязан возместить получателю субсидий недополученные доходы, которые в силу установления Обществу экономически обоснованных тарифов на навигацию могут возникать только при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, то есть в навигационный период, и правомерно удовлетворили требование о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права, приведенные в кассационной жалобе, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.12.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 по делу N А31-11146/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волна" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Волна".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 августа 2018 г. N Ф01-3392/18 по делу N А31-11146/2017