г. Нижний Новгород |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А82-7149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сеняевой Н.И. (доверенность от 22.03.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Дмитрия Евгеньевича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2017, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А82-7149/2017
по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН: 7601000992, ОГРН: 1027600684100)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Электромашсервис" (ИНН: 7604045960, ОГРН: 1027600690776),
индивидуальный предприниматель Кузьмин Дмитрий Евгеньевич (ИНН: 760500420265, ОГРНИП: 304760431000178),
и установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 04.04.2017 по делу N 06-07/27-17, а также выданного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Электромашсервис" (далее - ООО "Электромашсервис", Общество), индивидуальный предприниматель Кузьмин Дмитрий Евгеньевич (далее - Предприниматель).
Решением суда от 13.09.2017 заявленное требование удовлетворено частично: предписание признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 решение оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами в части признания недействительным предписания антимонопольного органа и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права; допущенные при проведении торгов нарушения в силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации влекут признание торгов недействительными. Ссылаясь на статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заявитель указывает, что предписание, выданное Управлением, является правомерным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании не согласился с доводами заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 08.12.2016 N 768 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Ярославля на 2017-2019 годы" мэрией города Ярославля принято постановление от 08.02.2017 N 184 о продаже посредством аукциона в электронной форме нежилых помещений N 14-25 общей площадью 1970,2 квадратного метра, расположенных на первом этаже здания по адресу: г. Ярославль, ул. Будкина, д. 4.
Торги по продаже государственного и муниципального имущества проводятся Комитетом на универсальной торговой платформе ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru в торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав". Порядок проведения торгов определен Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 860 (далее - Положение N 860), Регламентом торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" универсальной торговой платформы ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Регламент).
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организатор торгов 10.02.2017 разместил информационное сообщение о продаже на аукционе в электронной форме указанного муниципального имущества.
В Информационном сообщении о проведении торгов было предусмотрено, что заявки претендентов на участие в торгах принимаются в электронной форме посредством системы электронного документооборота в рабочие дни с 09 часов 00 минут 13.02.2017 до 15 часов 00 минут 10.03.2017; для участия в аукционе претендент вносит задаток. Задаток в безналичной форме должен поступить на расчетный счет ЗАО "Сбербанк-АСТ" (БИК 0445252251, ИНН 7707308480, КПП 7707010011) не позднее 13.03.2017. Определение участников аукциона состоится 14.03.2017.
Процедура признания претендентов участниками аукциона в электронной форме состоялась 10.03.2017 (протокол от 10.03.2017), процедура продажи имущества состоялась 15.03.2017 (протокол от 15.03.2017 об итогах аукциона).
Из протокола о признании претендентов участниками аукциона в электронной форме от 10.03.2017 следует, что на дату окончания приема заявок (15 часов 00 минут 10.03.2017) поступило две заявки (Предпринимателя и ООО "Электромашсервис"), оба претендента признаны участниками аукциона.
Согласно протоколу об итогах аукциона в электронной форме от 15.03.2017 победителем аукциона в электронной форме признано ООО "Электромашсервис".
Полагая, что организатором торгов при проведении продажи муниципального имущества были допущены нарушения законодательства, Предприниматель обратился в Управление с жалобой на действия Комитета в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе комиссионного рассмотрения жалобы Предпринимателя Управление установило следующее: срок окончания приема заявок указан организатором торгов в информационном сообщении до 15 часов 00 минут 10.03.2017, тогда как задаток в безналичной форме должен поступить не позднее 13.03.2017. Между тем согласно подпункту "в" пункта 2.3.10 Регламента заявка не может быть подана в случае отсутствия на счете претендента на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" денежных средств в размере задатка; информационное сообщение в части реквизитов перечисления задатка на участие в аукционе содержит недостоверные данные БИК и КПП с указанием лишних цифр "1" в конце; протокол о признании претендентов участниками аукциона в электронной форме подписан и размещен на электронной торговой площадке 13.03.2017 в 09 часов 15 минут, тогда как информационное сообщение содержит сведения о том, что определение участников аукциона должно было состояться 14.03.2017.
Комиссия Управления приняла решение от 04.04.2017 N 06-07/27-17, в соответствии с которым жалоба Предпринимателя на действия Комитета признана частично обоснованной (пункт 1). В действиях Комитета установлено нарушение подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ (в связи с тем, что в информационном сообщении неверно указаны сведения о сроке и необходимые реквизиты счетов для перечисления задатка) и пункта 32 Положения N 860 (в связи с тем, что процедура определения участников аукциона состоялась ранее, чем указано в информационном сообщении) (пункт 2).
В соответствии пунктом 3 данного решения в адрес Комитета выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества. На организатора торгов возложена обязанность аннулировать результаты открытого аукциона в электронной форме по продаже недвижимого имущества, расположенного по адресу: город Ярославль, улица Будкина, дом 4.
Комитет не согласился с решением и предписанием Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 20, 25 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, статьей 1, пунктом 3 статьи 2, подпунктом 2 пункта 1 статьи 13, подпунктом 7 пункта 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 32.1 Федерального закона N 178-ФЗ, Положением N 860, пунктом 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого Управлением решения и отказал в удовлетворении требования в данной части; требование о признании недействительным предписания удовлетворил.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
На основании подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 14 статьи 32.1 Федерального закона N 178-ФЗ).
В соответствии с данным требованием Правительством Российской Федерации утверждено Положение N 860, которое предусматривает порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества, специализированного аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения и без объявления цены.
Из пунктов 14, 15 Положения N 860 следует, что информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом N 178-ФЗ, должно содержать, в том числе, условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
Перечисление задатка претендентами на участие в аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, а также денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе осуществляется в установленном порядке на счета, указанные в информационном сообщении о проведении продажи имущества.
Как видно из материалов дела и установили суды, в информационном сообщении о продаже муниципального имущества на аукционе в электронной форме содержались недостоверные сведения о необходимых реквизитах счетов для перечисления задатка (данные БИК и КПП имеют лишние цифры "1" в конце).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Положения N 860 продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества определяет по согласованию с организатором даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества.
В соответствии с пунктом 2.4.4 Регламента претенденты заполняют электронную форму заявки на участие в аукционе посредством штатного интерфейса электронной площадки. Претенденты прилагают к заявке необходимые документы, в том числе, указанные продавцом в извещении об аукционе. Организатор производит блокирование денежных средств в размере задатка на лицевом счете претендента в момент подачи заявки на участие.
В рассматриваемом случае информационное сообщение содержало сведения о перечислении задатка не позднее 13.03.2017, тогда как срок окончания приема заявок установлен организатором торгов до 15 часов 00 минут 10.03.2017. Между тем в силу подпункта "в" пункта 2.3.10 Регламента подача заявки невозможна без приложения документа о внесении задатка.
Согласно подпункту "л" пункта 4 Положения N 860 продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества принимает по основаниям, установленным Федеральным законом N 178-ФЗ, решение о признании претендентов участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом.
В день определения участников, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, организатор через "личный кабинет" продавца обеспечивает доступ продавца к поданным претендентами заявкам и документам, а также к журналу приема заявок (пункт 31 Положения N 860).
В пункте 2.4.5 Регламента установлено, что организатор в течение часа по окончании срока приема заявок, указанного в извещении о проведении аукциона, обеспечивает продавцу доступ к поданным претендентами заявкам и журналу заявок через личный кабинет продавца.
Продавец в день рассмотрения заявок и документов претендентов и установления факта поступления задатка подписывает протокол о признании претендентов участниками, в котором приводится перечень принятых заявок (с указанием имен (наименований) претендентов), перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа (пункт 32 Положения N 860).
Суды установили, что протокол о признании претендентов участниками аукциона составлен 10.03.2017, подписан и размещен на электронной площадке 13.03.2017 в 09 часов 15 минут, тогда как информационное сообщение содержит иную дату определения участников аукциона (13.03.2017).
При таких обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что фактически Комитет провел процедуру продажи муниципального имущества с нарушением требований подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ и пункта 32 Положения N 860.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом полномочия антимонопольного органа обусловлены целями Закона о защите конкуренции.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в рассмотренном случае комиссия Управления, выдав оспоренное предписание и возложив на Комитет обязанность аннулировать результаты открытого аукциона в электронной форме по продаже недвижимого имущества, не учла, что аукцион состоялся, участниками аукциона признаны два лица - Предприниматель и ООО "Электромашсервис", иные лица заявки на аукцион не подавали (намерения других лиц участвовать в аукционе не установлены), победителем аукциона признано Общество, при этом выявленные нарушения процедуры торгов не повлияли на результаты торгов (на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов).
Доказательства того, что имеются лица, чьи права и законные интересы ущемлены выявленными нарушениями, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что в данной ситуации достаточных оснований для аннулирования результатов открытого аукциона в электронной форме по продаже муниципального имущества не имелось, повторное проведение торгов в данном случае не приведет к эффективному использованию бюджетных средств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу N А82-7149/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Дмитрия Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "л" пункта 4 Положения N 860 продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при продаже имущества принимает по основаниям, установленным Федеральным законом N 178-ФЗ, решение о признании претендентов участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом.
...
Суды установили, что протокол о признании претендентов участниками аукциона составлен 10.03.2017, подписан и размещен на электронной площадке 13.03.2017 в 09 часов 15 минут, тогда как информационное сообщение содержит иную дату определения участников аукциона (13.03.2017).
При таких обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что фактически Комитет провел процедуру продажи муниципального имущества с нарушением требований подпункта 7 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ и пункта 32 Положения N 860.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом полномочия антимонопольного органа обусловлены целями Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2018 г. N Ф01-684/18 по делу N А82-7149/2017