Составление типовой модели бизнес-плана
Для получения заемных средств в коммерческих банках или других кредитных организациях обычно организация-заемщик должна представить бизнес-план финансово-хозяйственной деятельности или технико-экономическое обоснование использования привлекаемых денежных средств. Чаще всего технико-экономическое обоснование уже входит в состав бизнес-плана. В бизнес-плане необходимо как можно полнее и достовернее отразить следующие моменты: дать краткое описание основной торговой деятельности; показать экономическое состояние фирмы; представить финансовый план на будущий период, технико-экономическое обоснование использования привлекаемых дополнительных денежных средств для повышения эффективности торговой деятельности и план погашения заемных средств к заданному сроку.
Приведем пример составления бизнес-плана.
Бизнес-план организации на II квартал 2003 г.
1.1. Вид основной деятельности. Торгово-закупочная, закупка определенной номенклатуры товаров, хранение их на арендуемом складе, продажа по магазинам Москвы.
1.2. Описание основной деятельности. Организация занимается оптовой и мелкооптовой продажей определенных видов товаров разнообразного ассортимента (при большом ассортименте можно привести список товаров, по которым имеется наибольший товарооборот) и доставляет их в магазины на принадлежащей ей автомашине. Организация имеет в собственности также холодильное оборудование (3 морозильные камеры) и 3 компьютера.
1.3. Наличие лицензии на определенный вид деятельности (например, лицензия на транспортную (перевозочную) деятельность, регистрационный номер _________ от___________).
1.4. Штат сотрудников. Генеральный директор - 1 человек, заместитель генерального директора (коммерческий директор) - 1, главный бухгалтер - 1, бухгалтер-экономист - 1, бухгалтер-кассир - 1, менеджер по продажам - 4, программист - 1, секретарь-референт - 1, водитель-экспедитор - 2 человека.
1.5. Заключены договоры более чем со 100 магазинами Москвы на поставку им товаров, среди которых большую долю составляют супермаркеты, гипермаркеты и др.
1.6. Экономическое состояние организаций (привести списки основных поставщиков и покупателей с указанием их удельного веса в общем объеме поставок и продаж, условия оплаты, сроки сотрудничества, способы доставки товаров, а также данные за 2 последних квартала (по отчету) в тыс. руб.).
Необходимо указать, что в настоящее время организация удовлетворяет потребности покупателей только на 50% из-за отсутствия оборотных средств на закупку конкретных товаров, пользующихся высоким спросом у покупателей. Большую часть продукции организация поставляет покупателям на условиях консигнации. Поэтому оборачиваемость средств составляет около одного месяца. Наценка на товары при продаже покупателям составляет от 20 до 30%. Руководство организации приняло решение о привлечении заемных средств в сумме 500 000 руб.
Пример 1.
Предположим, спрос покупателей на товары по времени и суммам продаж неограничен и вся полученная выручка за месяц от продажи товаров, закупленных на взятый кредит, используется на закупку следующей партии аналогичных товаров у поставщиков, а в следующем месяце эти товары вновь поступят в продажу. Погашение ежемесячных процентов по кредиту, оплату возрастающих накладных расходов, уплату налогов в бюджет в связи с ростом объема продаж планируется произвести за счет выручки от основной деятельности (без получения кредита). Средняя наценка на товары принята в размере 25%. Кредит получен сроком на 3 месяца. Оценим эффективность взятого кредита только за счет выручки, полученной от использования заемных средств (табл.1).
Таблица 1
Месяц | Покупная стои- мость товара, тыс. руб. |
Продажная стоимость товара (выручка от продаж), тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
1 | 500,0 | 625,0 | 125,0 |
2 | 625,0 | 781,2 | 156,2 |
3 | 781,2 | 976,5 | 195,3 |
Итого | 1906,2 | 2382,7 | 476,5 |
Такой же результат можно получить, умножая первоначальную стоимость товаров (500 тыс. руб.) на коэффициент наценки 1,25 столько раз, на сколько месяцев рассчитывается кредит (в данном случае - 3 месяца), и вычитая из полученной суммы произведение 500 тыс. руб. на коэффициент наценки 1,25, взятый на один месяц меньше (2 месяца):
500 тыс. руб. х 1,25n - 500 тыс. руб. х 1,25n-1,
где первое произведение означает продажную стоимость товара (выручку), второе - покупную стоимость товара, а показатель степени n - расчетный месяц.
Однако в примере нет данных о том, каким за это время будет размер процентов за пользование заемными средствами и какова в действительности эффективность кредита. В этом отношении следующий пример является более показательным.
Пример 2.
Проценты по заемным средствам составляют 23% в год при учетной ставке Банка России 18% в год. Для расчета процентов за кредит за каждый месяц пользования заемными средствами будем считать их по месяцам:
1 мес. 23%
500 тыс. руб. х --------- х --------.
12 мес. 100
Остальные условия в примере 2 такие же, как и в примере 1. В табл.2 приведены результаты расчетов.
Таблица 2
Месяц | Покупная стоимость товара, тыс. руб. |
Продажная стоимость товара (выручка от продаж), тыс. руб. |
Проценты за пользование кредитом в месяц, тыс. руб. |
Прибыль, тыс. руб. |
1 | 500,0 | 625,0 | 9,6 | 115,4 |
2 | 615,4 | 769,2 | 9,6 | 144,2 |
3 | 759,6 | 949,5 | 9,6 | 180,3 |
Итого | 1875,0 | 2343,7 | 28,8 | 439,9 |
Прибыль, как и выручка, от использования кредита в примере 2 меньше, чем в примере 1, но зато получаются более достоверные данные об использовании заемных средств.
Пример 3.
Предусматривается погашение не только процентов по кредиту, но и самого кредита равными долями в конце каждого месяца. Остальные условия такие же, как и в примере 2. Проценты по кредиту за каждый месяц рассчитываются по остаточной сумме непогашенного кредита на начало расчетного месяца пользования заемными средствами (табл.3).
Таблица 3
Месяц | Покупная тоимость товара, тыс. руб. |
Продажная стоимость товара (выручка от про- даж), тыс. руб. |
Проценты за кредит в месяц, тыс. руб. |
Погашение кредита за месяц, тыс. руб. |
Свободные средства для погашения кредита |
Прибыль, тыс. руб. |
1 | 500,0 | 625,0 | 9,6 | 166,7 | - 51,3 | 115,4 |
2 | 448,7 | 560,9 | 6,4 | 166,7 | - 60,9 | 105,8 |
3 | 387,8 | 484,8 | 3,2 | 166,6 | - 72,8 | 93,8 |
Итого | 1336,5 | 1670,7 | 19,2 | 500,0 | - 185,0 | 315,0 |
В примере 3 организации не хватает денежных средств для погашения займа в случае их инвестирования в закупку следующих партий товаров. Для этого приходится дополнительно привлекать денежные средства от основной деятельности (без взятия кредита), т.е. эффективность использования заемных средств в этом примере ниже, чем в примере 2. Выгоднее погашать кредит не частями, а сразу в конце расчетного периода пользования заемными средствами при наличии денежных средств к этому времени и в том случае, если условия кредитного договора позволяют это сделать.
1.7. План доходов и расходов на взятый кредит и финансовый план организации на II квартал 2003 г.
Все переменные затраты (по заработной плате, аренде помещения и склада, транспортные расходы), а также налоги на заработную плату пропорциональны увеличению выручки от продаж за II квартал 2003 г. (при использовании кредита) по отношению к аналогичным данным за I квартал. Расчетные данные по выручке, покупной стоимости товаров и погашению процентов по кредиту возьмем из примера 2 - это наиболее выгодные условия использования заемных средств. Таким образом, выручка и покупная стоимость товаров в финансовом плане организации за II квартал образуется путем сложения аналогичных показателей за I квартал 2003 г. (табл.4) и данных табл.2 (от использования кредита), а затраты (за исключением заработной платы и налогов на нее) в финансовом плане увеличены в 1,65 раза по сравнению с данными за I квартал 2003 г. Решением руководства организации надбавки к заработной плате сотрудников во II квартале 2003 г. приняты в размере только 30% с учетом малого срока действия кредита.
Таблица 4
Показатели | Финансовое состо- яние организации за I квартал 2003 г., тыс. руб. |
План доходов и расходов на взятый кредит за II квартал 2003 г., тыс. руб. |
Финансовый план орга- низации за II квартал 2003 г., тыс. руб. |
1. Выручка от реализации | 3600,0 | 2343,7 | 5943,7 |
2. НДС от реализации (20%) | 600,0 | 390,6 | 990,6 |
3. Чистый объем продаж | 3000,0 | 1953,1 | 4953,1 |
4. Покупная стоимость товаров | 2880,0 | 1875,0 | 4755,0 |
5. НДС в покупной стоимости товаров (20%) |
480,0 | 312,5 | 7925,0 |
6. Себестоимость покупных то- варов |
2400,0 | 1562,5 | 3962,5 |
7. Валовая прибыль | 600,0 | 390,6 | 990,6 |
8. Коммерческие расходы - всего, в том числе: |
565,7 | 195,6 | 761,3 |
8.1. Фонд оплаты труда | 345,0 | 103,5 | 448,5 |
8.2. Единый социальный налог и отчисления в Фонд социаль- ного страхования по травма- тизму (35,8%) |
123,5 | 37,1 | 160,6 |
8.3. Аренда помещения и скла- да |
60,0 | 39,0 | 99,0 |
8.4. Коммунальные платежи | 9,0 | 6,0 | 15,0 |
8.5. Транспортные расходы | 15,0 | 10,0 | 25,0 |
8.6. Амортизация основных средств |
13,2 | - | 13,2 |
9. Управленческие расходы - всего |
3,0 | 2,0 | 5,0 |
10. Прибыль от продаж | 31,3 | 193,0 | 224,3 |
11. Проценты по кредиту (опе- рационные расходы) |
- | 28,8 | 28,8 |
12. Налог на имущество пред- приятий |
4,0 | - | 4,0 |
13. Прибыль до налогообложе- ния |
27,3 | 164,2 | 191,5 |
14. Налог на прибыль органи- заций |
6,6 | 40,4 | 46,9 |
15. Чистая прибыль | 20,7 | 123,8 | 144,6 |
16. Рентабельность продаж по чистой прибыли (%) |
0,7 | 6,9 | 3,0 |
В целях налогообложения проценты за кредит могут быть списаны на затраты с увеличением в 1,1 раза от учетной ставки Банка России: 18% х 1,1 = 19,8%. Итак, в целях налогообложения принимается только сумма процентов, исчисленная по ставке 19,8%:
3 мес. 19,8%
500 тыс. руб. х --------- х -------- = 24,8 тыс. руб.
12 мес. 100
Размер налогооблагаемой прибыли увеличивается на 4 тыс. руб. (28,8 - 24,8).
В таком случае в п.14, третья колонка, налог на прибыль исчисляется следующим образом:
24%
(164,2 + 4,0) х ------ = 40,4 тыс. руб.,
100
в четвертой колонке этот показатель составит:
24%
(191,5 + 4,0) х ------ = 46,9 тыс. руб.
100
Результаты расчетов (табл.4) показывают, что рентабельность продаж, определяемая отношением прибыли ко всем затратам, связанным с приобретением и продажей товаров, возрастает с 0,7% (без кредита) до 6,9% (при получении кредита) и до усредненной величины 3,0% в финансовом плане организации за
II квартал 2003 г. Таким образом, с 1 руб., затраченного на приобретение и продажу товаров на взятый кредит, организация получает 7 коп. чистой прибыли. Такой результат оценки эффективности полученного кредита можно считать вполне приемлемым, тем более что проценты по нему уплачиваются сразу же после продажи товара, приобретенного на взятый кредит.
1.9. План покрытия заемных средств оборотными активами фирмы-заемщика.
В. Семенов,
главный бухгалтер ООО "Продморторг"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71