Нижний Новгород |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А82-2278/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области: Беловой Г.Н. (доверенность от 12.01.2017 N 01/9)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области,
общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы",
муниципального унитарного предприятия "Спектр"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2017,
принятое судьями Украинцевой Е.П., Ландарь Е.В., Марусиным В.А.,
по делу N А82-2278/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" (ИНН: 7727575942, ОГРН: 1067746594640) к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
(ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621)
о признании незаконными приложений N 3 и 4 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 15.12.2016 N 316-тэ и приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 13.12.2016 N 292-ви в части,
третьи лица - муниципальное унитарное предприятие "Спектр", администрация города Переславля-Залесского, общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервисная Компания", общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная теплоэнергетическая компания", общество с ограниченной ответственностью "Моторгаз-транстехгаз",
при участии Прокуратуры Ярославской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" (далее - ООО "МЭС") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными:
- приложений N 3, 4 к приказу Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (в настоящее время - Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, далее - Департамент) от 15.12.2016 N 316-тэ "Об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию "Спектр" (городской округ города Переславль-Залесский) в зоне действия единой теплоснабжающей организации (ЕТО) на 2017 - 2019 годы" (далее - Приказ N 316-тэ),
- приказа Департамента от 13.12.2016 N 292-ви "О внесении изменений в приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2015 N 433-тэ" (далее - Приказ N 292-ви) в части "обнуления" тарифов на 2017 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Спектр" (далее - МУП "Спектр"), администрация города Переславля-Залесского (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервисная Компания" (далее - ООО "ТЭСК"), общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная теплоэнергетическая компания" (далее - ООО "МТЭК"), общество с ограниченной ответственностью "Моторгаз-транстехгаз" (далее - ООО "Моторгаз-транстехгаз").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2017 заявленные требования удовлетворены частично: приказ Департамента N 292-ви признан не соответствующим статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и не действующим в части установления ООО "МЭС" нулевых тарифов на 2017 год. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Департамент не согласился с принятым судебным актом в части удовлетворенных требований и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на положения Закона о теплоснабжении, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), заявитель указывает, что договорные отношения между ООО "МЭС" и потребителями (населением) отсутствуют. Поскольку ООО "МЭС" не несет затрат на транспортировку тепловой энергии по сетям МУП "Спектр", данные затраты были правомерно исключены из тарифа ООО "МЭС" Приказом N 292-ви. Установление ООО "МЭС" тарифов на тепловую энергию, поставляемую данным обществом потребителям в городе Переславле-Залесском для населения равным нулю, не препятствует заключению ООО "МЭС" договоров теплоснабжения с потребителями. По его мнению, Приказом N 292-ви не нарушены права и законные интересы ООО "МЭС". Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
МУП "Спектр" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой полагает приказ N 292-ви соответствующим действующему законодательству, а выводы суда первой инстанции в части признания его недействующим в оспариваемой части не соответствующими фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
ООО "МЭС" также обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой считает решение суда незаконным в части отказа в признании недействующим приложений N 3, 4 к Приказу N 316-тэ. По его мнению, присвоение тарифа МУП "Спектр" нарушает нормы Закона о теплоснабжении и Правила N 808. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.02.2017 по делу N А82-5873/2016, в котором установлен факт отсутствия законного основания признания МУП "Спектр" ЕТО, имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах.
ООО "МЭС" в отзыве позицию по делу поддержало.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось с 15.03.2018 до 17.04.2018.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 "О присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского" МУП "Спектр" наделено статусом ЕТО на территории города Переславля-Залесского. Данное постановление вступает в силу после опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2015. Одновременно указанным актом отменено постановление Администрации от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 "Об утверждении схемы теплоснабжения и определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения города Переславля-Залесского" (в редакции постановления от 16.906.2014 NПОС.03-0913/14), согласно которому с 19.05.2014 в качестве ЕТО в системах теплоснабжения, подключенных к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский, было определено ООО "МЭС".
Схема теплоснабжения города Переславля-Залесского на период с 2012 по 2027 год утверждена постановлением Администрации от 22.04.2016 N ПОС.03-0551/16, в разделе 9 которого указано, что к источникам централизованного теплоснабжения относятся в числе прочих котельная микрорайона Чкаловский с установленной мощностью 116,77 Гкал/ч и котельная поселка Молодежный с установленной мощностью 4,128 Гкал/ч, находящиеся в собственности ООО "МЭС", и приведено распределение нагрузок по зонам действия источников.
В связи с утверждением в 2016 году указанной актуализированной схемы теплоснабжения по предложению МУП "Спектр" об установлении единых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям в зоне деятельности ЕТО на 2017 - 2019 годы в соответствии с Приказом N 316-тэ установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ЕТО МУП "Спектр" (городской округ города Переславль-Залесский), с дифференциацией по системам теплоснабжения в зоне деятельности ЕТО на 2017-2019 годы (с разбивкой на календарные периоды согласно приложениям 1 - 6.
В частности, в приложении 3 к Приказу N 316-тэ определены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям этой ЕТО в системе теплоснабжения в зоне действия котельной ООО "МЭС" в микрорайоне "Чкаловский" на 2017 - 2019 годы (горячая вода), а в приложении 4 к Приказу N 316-тэ установлены аналогичные тарифы (горячая вода) применительно к системе теплоснабжения в зоне действия котельной ООО "МЭС" в микрорайоне "Молодежный".
Как видно из экспертного заключения от 30.11.2016 N 130-Э/ТЭ/ЕТО, при назначении указанных тарифов органом регулирования учтено, что в зоне деятельности ЕТО находятся котельные ООО "МЭС" микрорайонов Чкаловский и Молодежный и принято во внимание, что по факту уклонения ООО "МЭС" от заключения с МУП "Спектр" договора на поставку тепловой энергии последнее обратилось с иском в Арбитражный суд Калужской области (дело N А23-5163/2016). В качестве экономически обоснованных расходов для МУП "Спектр" учтены результаты экспертизы стоимости производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии и теплоносителя по экспертным заключениям теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
Величина рассматриваемого тарифа определена регулирующим органом как сумма тарифа, утвержденного ООО "МЭС" на производство тепловой энергии (приказ Департамента от 15.12.2014 N 284-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" (город Переславль-Залесский), на 2015 - 2017 годы" в редакции приказа от 07.12.2016 N 275-ви), и тарифа, утвержденного МУП "Спектр" на передачу тепловой энергии (приказ Департамента от 18.12.2015 N 431-тэ "Об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию "Спектр" (городской округ города Переславль-Залесский) на 2016 - 2018 годы" в редакции приказа от 16.12.2016 N 336-ви), в соответствующих системах в указанном периоде.
Также Приказом N 292-ви внесены изменения в приказ Департамента от 18.12.2015 N 433-тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "МЭС" в городе Переславле-Залесском на 2016 - 2017 годы".
В результате внесенных изменений заявителю с 01.01.2017 обнулены тарифы на тепловую энергию с учетом затрат на производство тепловой энергии ООО "МЭС" и затрат на передачу тепловой энергии по сетям МУП "Спектр" в системах теплоснабжения микрорайон "Чкаловский" и поселка Молодежный (соответственно приложение 1 и 2 к приказу N 292-ви).
В разделе 5 экспертных заключений от 23.11.2016 N 97-э/тэ и N 98-э/тэ в качестве обоснования данной корректировки указано, что согласно актуализированной схеме теплоснабжения статус ЕТО присвоен МУП "Спектр" и зоной ее деятельности определена вся территория города Переславля-Залесского, поэтому в связи с утверждением тарифа ЕТО МУП "Спектр" с 01.01.2017 полезный отпуск тепловой энергии для ООО "МЭС" принят равным 0 Гкал.
Приказы N 316-тэ и N 292-ви вступили в силу и применяются после их официального опубликования (20.12.2016).
На основании постановления Администрации от 15.06.2017 N ПОС.03-0742/17 "О признании утратившим силу постановлений Администрации города Переславля-Залесского" с 01.01.2018 отменено постановление Администрации от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 "О присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского".
ООО "МЭС" посчитало, что приложения N 3, 4 к Приказу N 316-тэ и Приказ N 292-ви Департамента в части "обнуления" тарифов на 2017 год не соответствуют статьям 8, 18 Закона о теплоснабжении, пунктам 13, 16, 31 Правил N 808, и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2, 8, Закона о теплоснабжении, Правилами N 808, пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), пунктом 18 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования и признал приказ Департамента N 292-ви не соответствующим статье 8 Закона о теплоснабжении и не действующим в части установления ООО "МЭС" нулевых тарифов на 2017 год. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения Арбитражного суда Ярославской области.
Установив, что приказы Департамента N 292-ви и N 316-тэ приняты уполномоченным органом, имеют установленную законодательством форму, в них содержатся рассчитанные на неоднократное применение нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, соблюден порядок опубликования оспариваемых приказов, Арбитражный суд Ярославской области обоснованно посчитал, что приказы Департамента N 292-ви и N 316-тэ являются нормативными актами.
Из материалов дела видно, что ООО "МЭС" в соответствии с определением Кировского районного суда города Ярославля от 08.02.2017 отказано в принятии соответствующего административного искового заявления.
Учитывая положения статью 46 Конституции Российской Федерации, правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.06.2016 N 301-КГ15-20284, а также сформулированный Европейским Судом по правам человека принцип, согласно которому если в государстве существуют две судебные системы, и одна из них отказалась рассматривать спор из-за отсутствия компетенции, вторая судебная система обязана принять дело к своему производству без исследования вопроса о компетенции, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящий спор по существу.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Законом о теплоснабжении.
На основании подпункта "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого по общему правилу расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Федеральным законом государственному регулированию. Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Исходя из Правил N 808 отношения между теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя регулируются договором теплоснабжения, существенные условия которого приведены в пункте 21 Правил N 808.
Согласно пункту 45 Правил N 808 ЕТО, как покупатель, и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом о теплоснабжении для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных Правилами N 808 (пункт 45 Правил N 808).
Таким образом, суд обоснованно посчитал, что для заключения договоров теплоснабжения с потребителями и договоров поставки с другими теплоснабжающими организациями применяются различные тарифы, подлежащие утверждению регулирующим органом. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность их взаимной замены без учета существа договорных отношений.
Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на тепловую энергию определяются Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В пункте 18 Методических указаниях по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) определено, что формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом: необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций; соблюдения требований законодательства Российской Федерации; количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой; минимизации с учетом технологических ограничений и потерь в тепловых сетях расходов на топливо для обеспечения теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения без возможности перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии (для систем теплоснабжения с единственным источником тепловой энергии или без избытка тепловых мощностей) в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических указаний; минимизации с учетом технологических ограничений полных расходов на обеспечение теплоснабжения потребителей в системах теплоснабжения с возможностью перераспределения тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
В договоре теплоснабжения с ЕТО предусматривается право потребителя, не имеющего задолженности по договору, отказаться от исполнения договора теплоснабжения с ЕТО и заключить договор теплоснабжения с иной теплоснабжающей организацией (иным владельцем источника тепловой энергии) в соответствующей системе теплоснабжения на весь объем или часть объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 29 Правил N 808).
В пункте 31 Правил N 808 приведены случаи, когда допускается отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с ЕТО и заключение договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии.
В случае, если потребитель заключил договор теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии в отношении всего объема тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренного договором теплоснабжения с ЕТО, обязательства по договору теплоснабжения с ЕТО считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии. При этом пунктом 30 Правил N 808 установлены последствия заключения договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии для потребителя, который обязан возместить ЕТО убытки.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что по смыслу положений Закона о теплоснабжении и Правил N 808 потребителю не запрещается при определенных условиях по его выбору заключить договор на теплоснабжение с теплоснабжающей организацией либо с ЕТО. Вместе с тем наличие в схеме теплоснабжения ЕТО не влечет за собой утрату статуса теплоснабжающей организации у других лиц, владеющих источниками тепла и тепловыми сетями, прекращение договорных отношений между такими лицами и потребителями, возникновение у потребителей обязанности заключить договор теплоснабжения только с ЕТО.
Суд установил, что МУП "Спектр" определено ЕТО на территории города Переславля-Залесского постановлением Администрации от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 "О присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского", которое применяется до 01.06.2015 и не является предметом оспаривания по настоящему делу.
Принимая во внимание, что данный правовой акт создает для ЕТО обязанности по заключению договоров теплоснабжения с соответствующими потребителями, суд сделал правильный вывод о том, что у Департамента имелись правовые основания для утверждения соответствующего тарифа МУП "Спектр".
При установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ЕТО, регулирующим органом по заявлению предприятия применен метод индексации установленных тарифов и величина тарифа фактически определена путем суммирования действующего тарифа на тепловую энергию, производимую ООО "МЭС", и действующего тарифа МУП "Спектр" на передачу тепловой энергии.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правильно посчитал законными приложения 3 и 4 к Приказу N 316-тэ, поскольку правильность определения полезного отпуска и соответствующего размера необходимой валовой выручки для ЕТО в данном случае не повлияют на величину установленных тарифов, и правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании недействующим названного нормативного акта в указанной части.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией Департамента относительно произведенной корректировки долгосрочного тарифа ООО "МЭС" на тепловую энергию, поставляемую потребителям в микрорайон Чкаловский и поселок Молодежный, на 2015 - 2017 годы, определенного методом индексации установленных тарифов в силу следующего.
На основании раздела 5 экспертных заключений от 23.11.2016 N 97-э/тэ и N 98-э/тэ (том 7, листы дела 18 - 38, 39 - 59) поводом для рассматриваемого обнуления тарифа ООО "МЭС" на 2017 год стало отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации, поскольку полезный отпуск тепловой энергии принят равным 0 Гкал.
Данный вывод Департамента, обоснованный исключительно утверждением тарифа ЕТО МУП "Спектр" на 2017 год, суд правильно посчитал неверным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание наличие у ООО "МЭС" заключенных договоров теплоснабжения с потребителями, в отношении которых не произведена процедура расторжения (прекращения) в установленном порядке, суд обоснованно посчитал, что полезный отпуск тепловой энергии у заявителя не может быть равным нулю.
При суд правильно указал, что при отсутствии у владельца источника тепловой энергии заключенного с ЕТО договора поставки тепловой энергии предполагается, что весь полезный отпуск тепловой энергии в адрес потребителей осуществляется владельцем источника тепловой энергии, выступающего теплоснабжающей организацией, в рамках имеющихся у нее договоров теплоснабжения.
Отсутствие у такой теплоснабжающей организации договорных отношений с сетевой организацией не является свидетельством невозможности исполнения ею обязательств по теплоснабжению потребителей, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 17 и пункта 8 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии, теплоносителя потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.
Доводы Департамента о прекращении соответствующих обязательств по теплоснабжению потребителей у ООО "МЭС" ввиду утверждения актуализированной схемы теплоснабжения рассмотрен судом и правомерно отклонен, так как наделение другой организации статусом ЕТО в данном случае не означает обязанности потребителей сменить теплоснабжающую организацию, а влечет лишь возникновение обязанности у МУП "Спектр" заключить с потребителем договор теплоснабжения в случае такого обращения.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области обоснованно признал Приказ N 292-ви не соответствующим статье 8 Закона N 190 и не действующим в части установления ООО "МЭС" нулевых тарифов на 2017 год.
Ссылка ООО "МЭС" на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.02.2017 по делу N А82-5873/2016, в котором установлен факт отсутствия законного основания признания МУП "Спектр" единой теплоснабжающей организацией, отклоняется судом кассационной инстанции, так как в настоящем деле рассматривались иные фактических обстоятельства и подлежащие разрешению правовые вопросы.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационных жалобах, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Ярославской области, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены решения суда в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Департамента не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб ООО "МЭС" и МУП "Спектр" в размере 3000 рублей с каждого подлежат взысканию с заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2017 по делу N А82-2278/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы", муниципального унитарного предприятия "Спектр" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" и муниципального унитарного предприятия "Спектр" в размере 3000 рублей с каждого отнести на заявителей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" в доход федерального бюджета 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Спектр" в доход федерального бюджета 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие у такой теплоснабжающей организации договорных отношений с сетевой организацией не является свидетельством невозможности исполнения ею обязательств по теплоснабжению потребителей, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 17 и пункта 8 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии, теплоносителя потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.
...
Ссылка ООО "МЭС" на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.02.2017 по делу N А82-5873/2016, в котором установлен факт отсутствия законного основания признания МУП "Спектр" единой теплоснабжающей организацией, отклоняется судом кассационной инстанции, так как в настоящем деле рассматривались иные фактических обстоятельства и подлежащие разрешению правовые вопросы.
...
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2017 по делу N А82-2278/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы", муниципального унитарного предприятия "Спектр" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф01-497/18 по делу N А82-2278/2017