Нижний Новгород |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А29-13031/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
при участии представителя
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Козловой Ю.В. (доверенность от 03.09.2015 N 289)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.09.2017, принятое судьей Паниотовым С.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., Шаклеиной Е.В., по делу N А29-13031/2015
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северная железная дорога (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ИНН: 1106027290, ОГРН: 1111106000268)
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК") о взыскании 348 235 рублей платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 06.09.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, взыскал с ООО "СГК" в пользу ОАО "РЖД" 348 227 рублей 39 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования по договору от 14.01.2014 N 8-48, отказал в удовлетворении остальной части иска.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель сослался на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы. По его мнению, несвоевременное оформление собственником вагонов заготовок железнодорожных транспортных накладных на отправку порожних вагонов со станции назначения, а равно отсутствие указаний (доверенности) собственника вагонов ответчику или его контрагенту препятствуют реализации договорных обязательств ответчика перед перевозчиком, поэтому плата ответчику не может быть начислена, и последний освобождается от нее ввиду обстоятельств непреодолимой силы, - обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. Суды не учли, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства уведомления владельца путей необщего пользования и грузополучателей о прибывающих груженых вагонах. Суды не применили подлежавшие применению статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункт 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказов Минтранса Российской Федерации от 06.09.2010 N 192. Поскольку истец подавал ответчику вагоны в количестве, превышающем количество вагонов, установленное договором в целях нормальной эксплуатации железнодорожных путей и оборота вагонов, недопущения максимальной перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования (не свыше 25 вагонов/сутки), основания для удовлетворения иска отсутствовали.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства ответчик не обеспечил явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (владелец) заключили договор от 14.01.2014 N 8-48 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СГК" по станции Усинск Северной железной дороги. По условиям договора производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к продолжению пути N 2 станции Усинск за стрелочным переводом N 1, обслуживаемого локомотивом владельца. Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница пути необщего пользования", который установлен на расстоянии 50 метров от изостыка светофора М-1 (параграф 1 договора).
Согласно параграфу 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 19967,46 метра, из них 10481,33 метра принадлежат владельцу на основании договора субаренды имущества от 17.10.2013 N 13Y2396, заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и ООО "СГК", и 9486,13 метра принадлежат контрагентам владельца.
На основании параграфа 5 договора сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. О предстоящей подаче вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи. О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владелец уведомляет перевозчика по телефону 4-04 с указанием номеров вагонов, груженный или порожний, с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем за два часа с момента возврата вагонов на выставочные пути владельца.
В соответствии с параграфом 7 договора количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 45 вагонов, по весу не более 1600 тонн. С железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца вагоны возвращаются перевозчику по мере их готовности. В случае, если владелец отказывается от подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца или выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца заняты вагонами предыдущей подачи, перевозчиком оформляется акт общей формы на задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, с включением в него всех вагонов, которые в момент задержки готовы к подаче. Максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути общего пользования устанавливается - 25 вагонов.
Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов владельцу на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца до момента их возвращения и сдачи перевозчику на выставочных путях N I, II Северо-выставочного парка владельца. Перевозчик принимает подвижной состав после завершения грузовых операций в количестве, не менее поданной группы вагонов, на которые полностью оформлены документы в АС ЭТРАН на порожний и груженый рейсы. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части одновременно поданной и принятой партии вагонов с выставочных путей владельца. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливается 11,25 часа. При подаче вагонов локомотивом владельца контрагентам, указанным в приложении 1 к договору, владельцу предоставляется неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, равное 1,4 часа на каждый вагон (параграф 8 договора).
Согласно параграфу 9 договора, с учетом редакции дополнительного соглашения от 03.03.2014 N 1, владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станции Усинск в ожидании их приема или подачи по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 50 процентов от ставок, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2; плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке вагонов в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика в размере ставок сбора за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них собственных (арендованных) вагонов, утвержденных протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 10.12.2013 N 43 по шкале "А" или по шкале "Б". Начисление платы производится посуточно, за неполные сутки - за фактическое время отстоя по часовой ставке, рассчитываемой на основе ставки за сутки с округлением до целых рублей. При исчислении оплачиваемого времени период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час. При утверждении правлением ОАО "РЖД" новых ставок и перечня станций, для которых длительный отстой вагонов ограничивает их пропускную и перерабатывающую способность, стороны руководствуются новыми ставками и перечнем станций с момента ввода их в действие. Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий: невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца или контрагентов, отказ владельца или контрагентов в приеме вагонов, в том числе порожних.
Основанием для начисления платы является акт общей формы.
В соответствии с параграфом 14 договора и дополнительным соглашением от 26.11.2014 договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31.10.2015 включительно.
В период с декабря 2014 года по апрель 2015 года в адрес ответчика на станцию назначения Усинск прибывали вагоны, которые простаивали в ожидании подачи ввиду занятости выставочных путей N I, II Северо-выставочного парка владельца ранее поданными вагонами.
В подтверждение своей позиции истец представил акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, книги уведомлений о времени подачи вагонов.
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что у ответчика имеется обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В пункте 9.2 договора N 8-48 в редакции дополнительного соглашения от 03.03.2014 N 1 стороны согласовали уплату владельцем пути необщего пользования перевозчику платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, причем в качестве основания для начисления платы указано: невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца или контрагента, а также отказ владельца или контрагентов в приеме вагонов, в том числе порожних, подтвержденных актом общей формы.
Суды установили и из материалов дела следует, что спорные вагоны простаивали на станции Усинск в связи в невозможностью подачи вагонов на пути необщего пользования ответчика по причине нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на пути необщего пользования, установленного параграфом 8 договора (11,25 часа), о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела акты общей формы, составленные на станции Усинск Северной железной дороги, от подписания которых ответчик отказался.
Оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, установив факт задержки вагонов на станции Усинск из-за неприема их ответчиком ввиду нарушения технологического срока оборота вагонов, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы, установленной в пункте 9.2 договора.
Надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что простой вагонов на путях общего пользования станции Усинск произошел по причинам, зависящим от перевозчика, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о ненадлежащем оформлении представленных истцом актов общей формы был предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводов судов, основанных на материалах дела, и по существу направлены на их переоценку.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А29-13031/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель сослался на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы. По его мнению, несвоевременное оформление собственником вагонов заготовок железнодорожных транспортных накладных на отправку порожних вагонов со станции назначения, а равно отсутствие указаний (доверенности) собственника вагонов ответчику или его контрагенту препятствуют реализации договорных обязательств ответчика перед перевозчиком, поэтому плата ответчику не может быть начислена, и последний освобождается от нее ввиду обстоятельств непреодолимой силы, - обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. Суды не учли, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства уведомления владельца путей необщего пользования и грузополучателей о прибывающих груженых вагонах. Суды не применили подлежавшие применению статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункт 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказов Минтранса Российской Федерации от 06.09.2010 N 192. Поскольку истец подавал ответчику вагоны в количестве, превышающем количество вагонов, установленное договором в целях нормальной эксплуатации железнодорожных путей и оборота вагонов, недопущения максимальной перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования (не свыше 25 вагонов/сутки), основания для удовлетворения иска отсутствовали.
...
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф01-968/18 по делу N А29-13031/2015
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-968/18
14.12.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8436/17
13.12.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13031/15
06.09.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-13031/15