Нижний Новгород |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А43-15650/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 11.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителей
от истца: Поляковой Е.В. по доверенности от 01.01.2018 N 10,
Рубченковой И.Г. по доверенности от 01.01.2018 N 10,
Рыжова О.В. по доверенности от 01.01.2018 N 15,
от ответчика: Николаева И.А. по доверенности от 15.01.2018 N 11,
Торопова Д.Е. по доверенности от 12.12.2017 N 2,
Чурина С.В. по доверенности от 01.08.2017 N 1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца
акционерного общества "Волгаэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2017,
принятое судьей Ионычевой С.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017,
принятое судьями Фединской Е.Н., Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
по делу N А43-15650/2016
по иску акционерного общества "Волгаэнергосбыт"
(ИНН: 5246062171, ОГРН: 1065256038935)
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
(ИНН: 5256053018, ОГРН: 1055227048700)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Волгаэнергосбыт" (далее общество "Волгаэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее общество "Наш Дом") о взыскании 7 040 838 рублей 20 копеек задолженности по оплате электрической энергии, поставленной с января по март 2016 года по договору энергоснабжения от 01.01.2012 N 1700/1/15 (сверхнормативный объем на ОДН и ОДН для собственников нежилых помещений).
Иск основан на статьях 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 28.06.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017, частично удовлетворил исковые требования: взыскал с ответчика в пользу истца 3 101 686 рублей задолженности и отказал в удовлетворении остальной части иска. При принятии судебных актов суды признали необоснованным расчет объема поставленного ресурса, произведенного истцом с применением "базового" норматива, и исходили из отсутствия оснований для возложения на общество "Наш Дом" обязанности по возмещению платы, составляющей размер повышенного норматива.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество "Волгаэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение от 28.06.2017 и постановление от 25.10.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования в размере 3 748 449 рублей 30 копеек.
Заявитель жалобы считает несоответствующим обстоятельствам дела и нормам материального права (статья 544 ГК РФ, абзац 2 пункта 42, подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354) вывод судебных инстанций о необходимости уменьшения заявленной ко взысканию задолженности на размер повышенных нормативов. По его мнению, применение исполнителем коммунальной услуги в расчетах с гарантирующим поставщиком повышенных нормативов необоснованно, поскольку они применяются в расчетах исполнителя коммунальной услуги с потребителями. Суды, снизив сумму долга за потребленный объем электроэнергии на размер повышенного норматива, необоснованно изменили порядок определения объема потребленного энергоресурса, в связи с чем истец понес убытки, поскольку не получил плату за часть объема электроэнергии, определенной по показаниям приборов учета.
Кроме того, заявитель указывает, что суд первой инстанции при снижении размера задолженности ошибочно руководствовался суммой 3 748 449 рублей 30 копеек, поскольку ответчик в контррасчете (отзыв на исковое заявление от 06.12.2016) определил расчет повышенных нормативов в сумме 3 299 159 рублей 51 копейки.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Наш Дом" отклонило доводы заявителя, просило оставить решение и постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В заседании окружного суда стороны поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, и отзыва на нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы до 06.03.2018 и 11.05.2018.
Определениями от 06.03. и 03.04.2018 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, закрытое акционерное общество "Волгаэнергосбыт" (правопредшественник общества "Волгаэнергосбыт", гарантирующий поставщик) и общество "Наш Дом" (исполнитель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2012 N 1700/1/15 (в редакции протоколов согласования разногласий), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался обеспечивать поставку электрической энергии и мощности исполнителю в точки поставки, объем и качество которой должны позволять исполнителю коммунальных услуг обеспечить предоставление коммунальной услуги (поставку коммунального ресурса) потребителю с показателями, установленными в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, в ГОСТе 13109-97 и в других нормативных актах, исполнитель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и мощность по тарифам, утвержденным в установленном порядке, а также оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В пункте 3.1.3 договора стороны предусмотрели, что гарантирующий поставщик обязуется: ежемесячно определять объем переданной (принятой) электрической энергии в соответствии с приложением 4 к договору на основании расчетов, произведенных в соответствии с условиями договора, составлять в двух экземплярах акт об объеме переданной-принятой электрической энергии по форме согласованной в приложении 5.
Общество "Наш Дом" (заказчик) и общество "Волгаэнергосбыт" (исполнитель) подписали договор оказания услуг по организации расчетов за электрическую энергию от 08.08.2012 (в редакциях протоколов согласования разногласий), по условиям которого исполнитель берет на себя обязательства оказывать услуги по организации и проведению расчетов за поставленную потребителям заказчика коммунальную услугу (электроснабжение), заказчик обязуется принять выполненные исполнителем услуги и оплатить их.
Указанный договор подписан с протоколами разногласий и согласования разногласий, которые в полном объеме не урегулированы сторонами.
В протоколах согласования разногласий стороны определили следующие обязанности исполнителя: организацию приема и ведения учета показаний приборов учета, переданных исполнителю потребителями заказчика, в соответствии с пунктом 2.3.6 договора (пункт 2.1.2 договора); определение объемов электрической энергии по потребителям заказчика в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.3 договора); перерасчет размера платы исходя из показаний приборов учета, снятых исполнителем в ходе контрольных проверок, в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.1.3.2 договора); окончательный расчет за потребленные коммунальные услуги (электроснабжение) с выдачей итогового платежного документа, на котором после его оплаты потребитель проставляет отметку об отсутствии задолженности (пункт 2.1.3.4 договора).
В числе неурегулированных разногласий осталось, в том числе, предусмотренное в пункте 2.1.1 условие об обязанности исполнителя по осуществлению контроля (визуального осмотра) за состоянием приборов учета и наличием и (или) целостностью пломб на них у потребителей заказчика.
Из пунктов 3.1 и 3.4 договора (в редакции протокола согласования разногласий) следует, что стороны ежемесячно составляют и подписывают акт сдачи-приемки оказанных услуг. Заказчик обязан рассмотреть акт в течение пяти рабочих дней со дня получения, при отсутствии возражений подписать его и направить один экземпляр исполнителю, если не требуется иной срок для этого. При необходимости данный срок продлевается до 15 рабочих дней, если это не связано с получением дополнительных оснований и подтверждений, с обязательным информированием исполнителя
С января по март 2016 года общество "Волгаэнергосбыт" поставило электрическую энергию в обслуживаемые ответчиком многоквартирные дома и организовало расчеты с потребителями общества "Наш Дом".
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом кассационного обжалования является несогласие заявителя с выводом судов об отказе во взыскании 3 748 449 рублей 30 копеек задолженности.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется судом округа в указанной части.
К отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила, предусмотренные в статьях 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 548 названного кодекса).
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем деле услугами по электроснабжению обеспечивалось население многоквартирных жилых домов, поэтому к спорным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила N 354.
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 14 приложения 2 к названным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что собственниками помещений в спорных многоквартирных домах принимались решения о распределении потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов потребления, в связи с чем у исполнителя коммунальных услуг (общества "Наш Дом" ) имеется обязанность по оплате сверхнормативного объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Наличие этой обязанности усматривается и из формул, приведенных в пункте 21(1) Правил N 124.
Оплата пользователями помещений многоквартирных жилых домов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения, непосредственно обществу "Волгаэнергосбыт" не является основанием для освобождения управляющей организации от оплаты коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, то есть на общедомовые нужды (пункты 6.2, 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций посчитав необходимым снизить сумму задолженности по оплате потребленного объема электроэнергии на размер повышенного норматива, необоснованно изменили порядок определения объема потребленного энергоресурса.
Из материалов дела следует, что объем потребления коммунальной услуги в спорный период определен истцом по показаниям коллективных приборов учета.
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
На основании абзаца второго пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения 2 к правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 N 180 утверждены повышенные и базовые нормативы потребления коммунальных услуг.
В случае отсутствия индивидуального прибора учета собственники жилых помещений обязаны оплачивать повышенный норматив. При этом денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышенных нормативов (повышающих коэффициентов), направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Законом об энергосбережении.
Таким образом, оплата коммунальных услуг по повышенным и базовым нормативам является частью правоотношений исполнителя коммунальных услуг с собственниками помещений дома.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало официальные разъяснения по применению изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации, в том числе в Правила N 306 и 354, по вопросу применения повышающего коэффициента.
Факт применения или неприменения исполнителем коммунальных услуг повышенных нормативов не изменяет объем потребленных коммунальных ресурсов, зафиксированный коллективным прибором учета (письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04 "По вопросу применения повещающих коэффициентов к нормативным потребителям коммунальных услуг").
Согласно разъяснениям, изложенным в письме от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по показаниям общедомового прибора учета.
Общедомовые приборы учета используются независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета и применения в отношении потребителей повышенных или базовых нормативов. То есть объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышенного норматива.
В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской Федерации также указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах суды необоснованно снизили обществу "Волгаэнергосбыт" сумму взыскиваемой задолженности по оплате объема электрической энергии, определенного по показаниям коллективных проборов учета, установленных в многоквартирных домах, на размер повышенного норматива.
Довод Управляющей компании о недоказанности истцом отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета несостоятелен, поскольку Законом об энергосбережении обязанности по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, и по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возложены на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, намеренных использовать в расчетах базовый норматив, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе общедомовых приборов учета.
При указанных обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций в части наличия оснований для уменьшения заявленной ко взысканию задолженности на размер повышенных нормативов сделан при неправильном применении норм Закона об энергосбережении, Правил N 354 и N 124. Данное обстоятельство в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
На основании изложенного Арбитражный суд Волго-Вятского округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным удовлетворить кассационную жалобу, отменить решение и постановление в обжалованной части, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым иск в части взыскания 3 748 449 рублей 30 копеек задолженности удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 2), 289, 319 (часть 2) и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А43-15650/2016 отменить в части взыскания 3 748 449 рублей 30 копеек задолженности.
Принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении иска.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А43-15650/2016 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" в пользу акционерного общества "Волгаэнергосбыт" 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения отменных судебных актов в соответствующей части.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в письме от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов.
...
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А43-15650/2016 отменить в части взыскания 3 748 449 рублей 30 копеек задолженности.
Принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении иска.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2017 по делу N А43-15650/2016 оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 мая 2018 г. N Ф01-174/18 по делу N А43-15650/2016