г. Нижний Новгород |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А11-7568/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017, принятое судьей Кашликовым И.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018, принятое судьями Логиновой О.А., Богуновой Е.А., Долговой Ж.А., по делу N А11-7568/2017
по заявлению акционерного общества "Таксопарк" (ИНН: 3327317675, ОГРН: 1023301286470)
к государственному учреждению - Владимирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 3328300610, ОГРН: 1023301458377)
о взыскании 16 067 рублей 39 копеек, третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Клиника медицинских экспертиз", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области,
и установил:
акционерное общество "Таксопарк" (далее - АО "Таксопарк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением к государственному учреждению - Владимирскому отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Отделение) о взыскании 16 067 рублей 39 копеек расходов, понесенных на проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в 2016 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Клиника медицинских экспертиз" (далее - ООО "Клиника медицинских экспертиз". Клиника), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, поскольку осмотр врачом-специалистом и функциональные исследования работников Общества частично были проведены медицинскими организациями, у которых отсутствует лицензия на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, медицинский осмотр нельзя считать завершенным; часть денежных средств израсходована страхователем не на оплату услуг по проведению периодических осмотров работников, а на оплату иных медицинских услуг; заключительный акт от 12.12.2016 не соответствует нормам действующего законодательства.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Таксопарк" обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, приложив к нему, в том числе план на третий квартал 2016 года с указанием на прохождение периодических медицинских осмотров на сумму 16 067 рублей 39 копеек, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и другие документы.
Приказом от 12.07.2016 N 641 Фонд разрешил страхователю направить на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет начисляемых в 2016 году страховых взносов 16 067 рублей 39 копеек.
АО "Таксопарк" заключило с ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" договор на оказание платных медицинских услуг от 23.08.2016, с ООО "Анчел" - договор на оказание гинекологических услуг от 16.08.2016, с ООО "Клиника медицинских экспертиз" - договор на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров от 22.11.2016 N 2011/16.
Оказание услуг по названным договорам подтверждается актами от 07.11.2016 N 805, от 10.11.2016 N 97, от 12.12.2016 N 2383, а их оплата истцом - платежными поручениями от 10.11.2016 N 509, от 18.11.2016 N 521 и от 14.12.2016 N 563.
ООО "Клиника медицинских экспертиз" на основании результатов осмотров и исследований специалистов этой клиники и специалистов ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" и ООО "Анчел" составило заключительный акт от 12.12.2016, являющийся сводным документом, выданным профпатологом.
Общество представило в Фонд отчет об использовании страховых взносов в сумме 16 067 рублей 39 копеек на финансовое обеспечение предупредительных мер за 3 квартал 2016 года, и документы, подтверждающие фактическое использование суммы, указанной в отчете.
В письме от 28.12.2016 N 08-06/05/2300 Фонд отказал Обществу в принятии расходов на проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, указав на отсутствие лицензий на проведение периодических медицинских осмотров у двух из трех клиник, с которыми у истца были заключены договоры.
Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 29.03.2017 N 02-09-14/16-05-4776 указал, что считает решение Отделения об отказе в принятии к зачету расходов в сумме 16 067 рублей 39 копеек необоснованным.
По результатам повторного обращения Общества Фонд отказал в принятии к зачету указанных расходов со ссылкой на окончание финансового года, в котором были понесены расходы (письмо от 16.05.2017 N 01-17/3307-582).
Общество 06.07.2017 направило Отделению претензию с требованием оплатить понесенные расходы на периодические медицинские осмотры в 2016 году в размере 16 067 рублей 39 копеек, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "Таксопарк" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н, Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденным приказом Минздрава России от 12.04.2011 N 303н, Арбитражный суд Владимирской области счел требование Общества обоснованным и удовлетворил его.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которые определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (далее - Правила), в силу пункта 2 которых финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
На основании пункта 12 Правил страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в фонд документы, подтверждающие произведенные расходы.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н) утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
В приложении N 2 к Приказу предусмотрены обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования) работников для таких работ как управление наземными транспортными средствами.
На основании пункта 31 Приказа N 302н по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 Приказа N 302н.
В соответствии с пунктом 42 Приказа N 302н по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 45 Приказа N 302н).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в обоснование спорной суммы расходов Общество представило Фонду все необходимые документы, а именно заключительный акт, платежные поручения, акты выполненных работ.
Заключительный акт от 12.12.2016 (медицинское заключение) составлен ООО "Клиникой медицинских экспертиз" и подписан представителем Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, что свидетельствует о проведении периодических медицинских осмотров согласно нормативно регламентированной процедуре.
Довод Фонда о том, что у медицинских организаций ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" и ООО "Анчел" отсутствуют лицензии на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, в связи с чем медицинский осмотр нельзя считать незавершенным, правомерно отклонен судами.
В данном случае работники Общества прошли осмотры всех врачей-специалистов, что подтверждается записями в соответствующих медицинских документах пациентов (амбулаторных медицинских картах). Результаты исследований и осмотров врачей-специалистов ООО "Клиника медицинских экспертиз" совместно с представленными результатами осмотров и исследований из других медицинских учреждений были изучены врачебной комиссией Клиники при вынесении решений о результатах медицинских осмотров и, как следствие, определении пригодности каждого из работников для поручаемой им работе. При этом факт заключения Обществом с другими медицинскими организациями договоров на проведение медицинского обследования работников в рамках периодического медицинского осмотра и представление результатов этих исследований в ООО "Клиника медицинских экспертиз" не свидетельствует о том, что Клиника осуществила проведение периодических медицинских осмотров с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 по делу N А11-7568/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 42 Приказа N 302н по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 45 Приказа N 302н)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2018 г. N Ф01-1944/18 по делу N А11-7568/2017