Нижний Новгород |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А17-5977/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Смирновой Л.Е. (доверенность от 30.08.2017),
от заинтересованного лица: Карика О.Н. (доверенность от 07.07.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента энергетики и тарифов Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2017,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А17-5977/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло-город"
(ИНН: 3720006883, ОГРН: 1153720000114)
о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов
Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло-город" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент), выразившегося в нерассмотрении в установленный срок заявления об установлении нормативов потребления услуг отопления для населения Юрьевецкого муниципального района, об обязании Департамента принять решение об установлении нормативов потребления услуг отопления для населения Юрьевецкого муниципального района (далее - Муниципальный район). Заявленное требование уточнено в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 01.11.2017 бездействие Департамента признано незаконным. На Департамент возложена обязанность принять решение об установлении нормативов потребления услуг отопления для населения Муниципального района.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нарушение процессуального законодательства, неполное исследование имеющихся в деле доказательств и фактических обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является единой теплоснабжающей организацией на территории города Юрьевца Ивановской области, основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, а также передача тепловой энергии населению.
Согласно представленной Обществом информации, из 184 многоквартирных домов, в отношении которых заявитель осуществляет теплоснабжение, только 13 имеют приборы учета.
Глава Юрьевецкого муниципального района принял постановление от 11.12.2006 N 724 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей Юрьевецкого муниципального района при отсутствии приборов учета" (далее - Постановление N 724).
Решением Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16.12.2016 указанное постановление признано недействующим.
В связи с отменой принятого норматива потребления Общество 16.01.2017 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении нормативов потребления услуг отопления для населения Муниципального района. К заявлению Общество приложило экспертное заключение о проведении экспертизы расчета норматива потребления услуг отопления для населения Муниципального района от 11.01.2017 и копию решения Юрьевецкого районного суда от 16.12.2016.
Департамент письмом от 27.02.2017 N 9-02-27/10/1 сообщил заявителю, что расчет нормативов не может быть принят к рассмотрению ввиду маленькой доли материалов с указанием площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Действующий в настоящее время на территории Муниципального района норматив установлен Постановлением N 724. Департамент также указал, что в связи с проводимой работой по установлению единых в регионе нормативов потребления коммунальных услуг провел предварительный расчет таких нормативов. Расчет предполагал рост платы населения Юрьевецкого района с превышением среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Ивановской области, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 N 2464-р и указом губернатора Ивановской области от 30.12.2016 N 239-уг. Обществу предложено проработать совместно с органами местного самоуправления вопрос о возможном установлении с 01.07.2017 предельного индекса, превышающего индекс по Ивановской области более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации. В целях подготовки указа губернатора по данному вопросу у Общества запрошена дополнительная информация.
Общество письмом от 26.04.2017 N 476а представило в Департамент расчет изменения платы граждан за коммунальные услуги Юрьевецкого городского поселения, Елнатского, Соболевского, Михайловского сельских поселений и указало на необходимость утверждения нормативов потребления коммунальной услуги на отопление для Юрьевецкого муниципального района.
Департамент направил Обществу письмо от 30.05.2017 N исх-879-018/9-19, в котором сообщил об итогах совещания по обозначенному вопросу; обратил внимание на письмо от 27.02.2017 N 9-02-27/10/1, в котором шла речь о проводимой работе по установлению единых по региону нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению; проинформировал, что запросил необходимые документы у уполномоченных органов и организаций.
Общество 13.06.2017 в очередной раз потребовало утвердить нормативы потребления коммунальной услуги на отопление для Муниципального района.
В связи с непринятием Департаментом соответствующего решения Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Кодекса, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о наличии оснований для признания бездействия Департамента незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействия), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, чей акт (действие, бездействие) обжалуется.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Кодекса).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяют Правила N 306.
В силу пункта 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных данными Правилами и Правилами N 354.
Как установлено в пункте 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт "д" пункта 4 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Таким образом, уполномоченный орган по результатам обращения ресурсоснабжающей организации об утверждении норматива должен принять в установленный срок одно из решений: об утверждении норматива, либо о запросе дополнительных документов, или о возврате представленных документов без рассмотрения.
Департамент наделен полномочиями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Ивановской области (пункт 3.13 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2014 N 577-и).
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Общество 16.01.2017 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении нормативов потребления услуг отопления для населения Муниципального района, представив соответствующие документы. Необходимость утверждения норматива обусловлена признанием недействующим Постановления N 724. Отсутствие утвержденных нормативов потребления препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли
Департамент по результатам рассмотрения заявления, как предусмотрено пунктом 9 Правил N 306, норматив не утвердил, дополнительные сведения у Общества не запросил, представленные документы не возвратил.
Доказательств, свидетельствующих о том, что представленные Обществом документы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, не позволили уполномоченному органу принять соответствующее решение, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения об установлении норматива, не соответствует положениям Кодекса, Правилам N 306 и, как следствие, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворили заявленное требование.
Ссылка заявителя на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения (приобщение к материалам дела представленного Обществом расчета отклонения начислений, с которым Департамент не был ознакомлен), отклоняется.
Заявитель не был лишен возможности реализовать свои процессуальные права путем ознакомления с материалами дела в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, при наличии права Общества осуществлять расчет платы коммунальных услуг исходя из утвержденного норматива, сама по себе сумма убытков не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора по заявленному предмету требований. Отсутствие соответствующего утвержденного норматива в любом случае нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом установленных судами фактических обстоятельств дела суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А17-5977/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных данными Правилами и Правилами N 354.
...
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Общество 16.01.2017 обратилось в Департамент с заявлением об утверждении нормативов потребления услуг отопления для населения Муниципального района, представив соответствующие документы. Необходимость утверждения норматива обусловлена признанием недействующим Постановления N 724. Отсутствие утвержденных нормативов потребления препятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли
...
Доказательств, свидетельствующих о том, что представленные Обществом документы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, не позволили уполномоченному органу принять соответствующее решение, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения об установлении норматива, не соответствует положениям Кодекса, Правилам N 306 и, как следствие, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворили заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июня 2018 г. N Ф01-1987/18 по делу N А17-5977/2017
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5977/17
18.10.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6404/18
06.06.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1987/18
25.01.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10114/17
01.11.2017 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5977/17