Нижний Новгород |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А29-1906/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Попова И.И. (доверенность от 22.01.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Восточный"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2017,
принятое судьей Князевой А.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018,
принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,
по делу N А29-1906/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Восточный"
(ИНН: 1101088130, ОГРН: 1111101005179)
о признании незаконными действий администрации муниципального образования
городского округа "Сыктывкар"
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Восточный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация) по установлению красной линии улицы Береговая в городе Сыктывкаре Республики Коми по зданию с кадастровым номером 11:05:0107002:320, расположенному по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Заводская, дом 21/3, и о возложении на Администрацию обязанности установить красную линию улицы Береговая в городе Сыктывкаре Республики Коми на расстоянии не менее 5 метров от контура внешней стены указанного здания (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Проект функционально-правового зонирования территории города Сыктывкара. Правила зонирования, правила землепользования и застройки территории города Сыктывкара, утвержденные решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 06.03.2001 N 17/03-191, и Генеральный план города Сыктывкара, положенные в основу принятых судебных актов, не были предметом исследования и оценки в судебном заседании, что является основанием для отмены решения и постановления.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 04.07.2012 N 01/12-412 аренды земельного участка с кадастровым номером 11:05:0107002:69, расположенного по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Заводская, дом 21/3, для обслуживания механических мастерских (литеры Г, Г1).
Общество в октябре 2016 года обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, за плату, без проведения торгов.
Администрация отказала в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования (письмо от 17.11.2016).
Согласно схеме размещения красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером 11:05:0107002:69 по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Заводская, дом 21/3, красная линия улицы Береговая проходит по земельному участку N 69, а также по зданию механической мастерской, принадлежащей заявителю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 03.05.2012).
Общество посчитало, что действия по установлению красной линии, проходящей по зданию механических мастерских, нарушают его права, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон N 131-ФЗ), Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-2001-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, требования заявителя по существу направлены на изменение существующего нормативного правового акта по утверждению красных линий. Изменение границ территории общего пользования (перенос красных линий) приведет к изменению границ иных земельных участков, имеющих собственников.
Суд апелляционной инстанции руководствовался также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (протокол от 20.03.1952 N 1), оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (пункт 20 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 3 и 4 части 1 статьи 8 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории, подготовленной на основании документов территориального планирования поселений.
Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Кодекса).
К документам территориального планирования в силу статьи 18 Кодекса относятся генеральные планы городских округов.
В пункте 1 части 1 статьи 26 Кодекса предусмотрено, что реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Кодекса).
Из пункта 11 статьи 1 Кодекса следует, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Под территориями общего пользования понимают территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Кодекса).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 Кодекса красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены в Инструкции N 18-30.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции N 18-30 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью. Проект красных линий разрабатывает также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции N 18-30).
В силу пункта 4.6 Инструкции N 18-30 корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что решением Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" от 06.03.2001 N 17/03-191 от 06.03.2001 утвержден Проект функционально-правового зонирования территории города Сыктывкара. Правила зонирования, правила землепользования и застройки территории города Сыктывкара (далее - Проект зонирования).
Данный проект ввел в городе Сыктывкаре систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на территориальные зоны, с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.
Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования устанавливаются по центральным линиям магистралей, улиц, проездов; красным линиям; границам земельных участков; границам и осям полос отвода для коммуникаций; административным границам города, районов в составе города; естественным границам природных объектов; иным границам.
В рамках подготовки Проекта зонирования в электронную карту города в том числе были внесены центральные линии магистралей, улиц, проездов и красные линии. Для определения ширины земель общего пользования в границах красных линий использованы материалы Генерального плана города Сыктывкара 1962 года и "СНиП 2.07.01.-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
В соответствии с постановлением Администрации от 31.12.2008 N 12/5228 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования МО ГО "Сыктывкар" улица Береговая является улицей местного значения муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Суды установили, что часть спорного земельного участка находится в границах красных линий, которые предусмотрены утвержденной градостроительной документацией. В установленном порядке градостроительная документация не оспорена.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием оснований признать оспариваемые действия Администрации незаконными.
Довод Общества о том, что суды не проверили законность Генерального плана и Проекта зонирования, отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела заявитель оспаривал действия Администрации.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А29-1906/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Восточный" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции N 18-30 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью. Проект красных линий разрабатывает также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции N 18-30).
В силу пункта 4.6 Инструкции N 18-30 корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июня 2018 г. N Ф01-2241/18 по делу N А29-1906/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2241/18
07.06.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1906/17
15.03.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1049/18
30.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-1906/17