Нижний Новгород |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А11-6859/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Стройград":
Коносовой Л.А. (доверенность от 02.12.2017 N 3),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.11.2017,
принятое судьей Семеновой М.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А11-6859/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройград"
(ИНН: 3315012566, ОГРН: 1163328056616)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2", общество с ограниченной ответственностью "ДМС",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройград" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) от 26.06.2017 по делу N Г 604-04/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью "ДМС" (далее - ООО "ДМС").
Суд решением от 08.11.2017 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.01.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, форма котировочной заявки является образцом заявки для участников закупки, в которой определены вид заявки, содержание информации, последовательность и порядок предоставления информации, что подразумевает собой как требование к оформлению заявки; котировочная заявка Общества не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок, поэтому оно не может считаться победителем запроса котировок.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Представители Общества (Коносова Л.А. (доверенность от 02.12.2017 N 3) и Новиков Р.В. (решение от 12.04.2016 N 1-2016, приказ от 19.04.2016 N 1) и Учреждения (Богова О.В. (доверенность от 24.05.2018 N 20), Кузьмина С.М. (доверенность от 24.05.2018 N 18) и Смирнова Л.В. (доверенность от 24.05.2018 N 19) в судебном заседании 28.05.2018 не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ООО "ДМС" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела было отложено до 20.06.2018.
В судебном заседании 20.06.2018 представитель Общества Коносова Л.А. (доверенность от 02.12.2017 N 3) указала на несостоятельность аргументов заявителя жалобы и попросила оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ДМС" 26.06.2017 обратилось в Управление с жалобой на неправомерные действия комиссии заказчика (Учреждения) при проведении запроса котировок (закупка N 0328300090817000129) на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту регистратуры поликлиники для взрослых.
С целью проверки поступившей информации Управление возбудило дело N Г 604-04/2017 и установило, что заявка Общества (победителя запроса котировок) не соответствовала требованиям, установленным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок N 0328300090817000129.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления вынесла решение от 26.06.2017 по делу N Г 604-04/2017, согласно которому признала жалобу ООО "ДМС" обоснованной (пункт 1), а комиссию Учреждения нарушившей требования части 6 статьи 78 и части 7 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 2); предусмотрела выдачу предписания (пункт 3) и передачу материалов дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности (пункт 4).
Управление выдало предписание от 26.06.2017 по делу N Г 604-04/2017, в котором обязало Учреждение устранить выявленные нарушения путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок; проведения процедуры рассмотрения котировочных заявок в соответствие с выводами, изложенными в решении.
Общество не согласилось решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 24, 72, 73 и 78 Федерального закона N 44-ФЗ, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В части 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении должна содержаться следующая информация: информация, указанная в частях 1 - 6 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в части 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона N 44-ФЗ), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ; форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В части 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена информация и документы, которые должны содержать заявка на участие в запросе котировок.
Извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок, установленные в части 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ.
Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (часть 6 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Из материалов дела следует, что Учреждение в извещении о запросе котировок N 0328300090817000129 разработало форму заявки на участие в запросе котировок, содержащую четыре пункта (1 - данные об участнике запроса котировок, подавшем заявку; 2 - согласие участника исполнить условия контракта; 3 - предложение о цене контракта; 4 - декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям).
В извещении о проведении запроса котировок, в том числе в форме заявки на участие в запросе котировок, указано, что при составлении заявки на участие в настоящем запросе котировок необходимо отразить сведения, предусмотренные настоящей формой, однако требований к порядку предоставления сведений; запрета на оформление пунктов заявки на отдельных листах, а также требования о том, что пункты формы неразрывно следуют друг за другом, не содержится.
Суды установили, что заявка Общества содержала предусмотренные в части 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ информацию и документы, в связи с чем в данной части заявка соответствовала требованиям извещения о проведении запроса котировок. Цена контракта, предложенная Обществом, не превышала начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что у комиссии Учреждения отсутствовали правовые основания для отклонения данной котировочной заявки.
Комиссия заказчика оценивала заявки участников по критериям, указанным в форме заявки, но не в порядке названия разделов формы, а по смысловому содержанию предоставленной информации, следовательно, Учреждение не нарушало требования частей 6 и 7 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решение и предписание Управления не соответствовали действующему законодательству, нарушали права и законные интересы заявителя, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А11-6859/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 7 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
...
Суды установили, что заявка Общества содержала предусмотренные в части 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ информацию и документы, в связи с чем в данной части заявка соответствовала требованиям извещения о проведении запроса котировок. Цена контракта, предложенная Обществом, не превышала начальную (максимальную) цену контракта.
...
Комиссия заказчика оценивала заявки участников по критериям, указанным в форме заявки, но не в порядке названия разделов формы, а по смысловому содержанию предоставленной информации, следовательно, Учреждение не нарушало требования частей 6 и 7 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2018 г. N Ф01-1950/18 по делу N А11-6859/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1950/18
29.01.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6541/17
08.11.2017 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-6859/17
02.11.2017 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-6859/17
08.09.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6541/17