Нижний Новгород |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А28-2900/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Груздева А.В. (доверенность от 10.01.2018 N 01-1-12/013д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2017,
принятое судьей Агалаковой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А28-2900/2017
по заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
о признании недействительным решения и незаконными действий Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Кировской области
по исключению общества с ограниченной ответственностью "Лендвуд" из Единого
государственного реестра юридических лиц
и установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Кировской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 05.02.2016 N 645 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Лендвуд" (далее - ООО "Лендвуд", Общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица, признании незаконными действий по внесению записи об исключении ООО "Лендвуд" из ЕГРЮЛ и обязании исключить данную запись.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает, что на момент внесения оспариваемой регистрационной записи Общество, формально отвечая признакам недействующего юридического лица, фактически осуществляло деятельность и имело соответствующие гражданско-правовые обязательства. В частности, ООО "Лендвуд" имело перед Министерством неисполненные гражданско-правовые обязательства по заключенным договорам аренды лесных участков, что подтверждается вступившими в законную силу решениями арбитражного суда по делам N А28-6871/2010 и А28-11479/2010. Таким образом, по мнению заявителя, суды не учли, что на момент принятия оспариваемого решения у Общества имелась непогашенная кредиторская задолженность. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ нарушает право взыскателя на своевременную и эффективную защиту, поскольку делает невозможным исполнение вступивших в законную силу решений суда. Кроме этого, заявитель ссылается на отсутствие у него возможности и обязанности по проверке статуса юридического лица.
Подробно доводы Министерства приведены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, указали на законность принятых судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.02.2016 Инспекция приняла решение N 645 о предстоящем исключении ООО "Лендвуд" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в связи с непредставлением в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и отсутствием сведений об открытых расчетных счетах.
Указанное решение 10.02.2016 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 5 (568), часть 2.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления от Общества, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, поэтому 30.05.2016 Инспекция внесла запись за номером 2164350327909 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Лендвуд" как фактически прекратившего свою деятельность.
Не согласившись с решением и действиями регистрирующего органа по исключению Общества из ЕГРЮЛ, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 21.1 и 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что действия Инспекции по исключению Общества из ЕГРЮЛ соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что основанием для принятия решения от 05.02.2016 N 645 о предстоящем исключении ООО "Лендвуд" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица послужило непредставление им в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и отсутствие сведений об открытых расчетных счетах; сведения о принятом решении опубликованы регистрирующим органом в установленном законом порядке в журнале "Вестник государственной регистрации"; заявления от Общества и иных заинтересованных лиц в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили.
Установленные судами обстоятельства в силу закона являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что принятие оспариваемого решения и внесение записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ совершены регистрирующим органом с соблюдением действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Министерства.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии у Общества непогашенной задолженности перед Министерством правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку само по себе наличие такой задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке заявлено не было) не свидетельствует о незаконности действий регистрирующего органа. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 N 1971-О.
Суды обоснованно отметили, что кредитор недействующей организации, добросовестно осуществляющий права, предоставленные ему Законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Позиция Министерства об отсутствии у него возможности и обязанности по отслеживанию информации о статусе юридического лица не согласуется с действующим в гражданском законодательстве принципом разумного, осмотрительного осуществления прав. Журнал "Вестник государственной регистрации" и ЕГРЮЛ, содержащие, в том числе сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, являются общедоступными информационными ресурсами, требование законодателя об обязательном опубликовании указанных сведений направлено на защиту интересов, в том числе кредиторов.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А28-2900/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о наличии у Общества непогашенной задолженности перед Министерством правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку само по себе наличие такой задолженности у недействующего юридического лица (при условии, что о наличии задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядке заявлено не было) не свидетельствует о незаконности действий регистрирующего органа. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.09.2016 N 1971-О.
Суды обоснованно отметили, что кредитор недействующей организации, добросовестно осуществляющий права, предоставленные ему Законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2018 г. N Ф01-2293/18 по делу N А28-2900/2017