Нижний Новгород |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А79-4585/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Максимовой О.В. (доверенность от 09.02.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельский комфорт"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2017,
принятое судьей Щетинкиным А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А79-4585/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельский комфорт"
(ИНН:2116499022, ОГРН: 1092135000528)
о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 04.04.2017 N 30/10, от 05.04.2017 N 33/11, от 08.06.2017 N 33/23
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельский комфорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлениями о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция) от 04.04.2017 N 30/10 (в рамках дела N А79-4777/2017), от 05.04.2017 N 33/11 (в рамках дела N А79-4585/2017), от 08.06.2017 N 33/23 (в рамках дела N А79-8673/2017).
Определением от 08.08.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии объединил дела N А79-4585/2017, А79-4777/2017, А79-8673/2017 в одно производство с целью их совместного рассмотрения, присвоив делу номер А79-4585/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Меняйлова А.Н.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.03.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, Общество в январе и феврале 2017 года произвело начисление платы коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, исходя из нормативов их потребления, не превышающих нормативы потребления коммунальных услуг на содержание общего имущества. Общество применило порядок расчета, который соответствует части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Заявитель жалобы указывает, что суды в нарушении статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняли в качестве доказательства типовой договор управления многоквартирным домом от 02.11.2012, который является проектом и не подписан сторонами.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Инспекция и Меняйлова А.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет свою предпринимательскую деятельность на основании лицензии от 23.04.2015 МКД N 021000075 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами Общество приняло на обслуживание дом 5/1 по улице Строителей города Новочебоксарска (от 02.11.2012); дом 3/2 по улице Строителей города Новочебоксарска (протокол общего собрания собственников (заочный) от 01.07.2011 N 3)); дом 3/1 по улице Строителей города Новочебоксарска (протокол общего собрания собственников (заочный) от 01.07.2011 N 3).
С целью проверки обращений собственников Инспекция провела в отношении Общества внеплановые документарные проверки на основании распоряжения (приказа) руководителя от 23.03.2017 N 346 по дому 5/1 по улице Строителей города Новочебоксарска; на основании распоряжения (приказа) руководителя от 03.04.2017 N 399 по дому 3/2 по улице Строителей города Новочебоксарска; на основании распоряжения (приказа) руководителя от 07.06.2017 N 673 по дому 3/1 по улице Строителей города Новочебоксарска.
Результаты проверок зафиксированы в актах от 05.04.2017 N 33/21, от 04.04.2017 N 30/14 и от 08.06.2017 N 33/40.
По окончании проверочных мероприятий Инспекция выдала Обществу предписания от 04.04.2017 N 30/10, от 05.04.2017 N 33/11 и от 08.06.2017 N 33/23, которыми обязала управляющую компанию произвести перерасчет (возврат) платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества (в том числе на оплату электрической энергии) за январь, февраль 2017 года и январь - апрель 2017 года собственникам (пользователям) помещений в указанных домах.
Не согласившись с данными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 36, 155, 156, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила N 354), согласно пункту 13 которых предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Общество как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Согласно частям 6.2 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Из указанных норм права следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этом доме участвует управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 Правил N 491).
В пункте 44 Правил N 354 определено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяются с 01.01.2017.
В части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Проанализировав указанные нормы, суды пришли к обоснованному выводу, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, в частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Следовательно, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) которых объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (календарный месяц).
Кроме того, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "г" пункта 2 типового договора управления многоквартирным домом от 02.11.2012, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета коммунальных ресурсов.
При этом Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, которая определяет, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размер платы за содержание общего имущества на общедомовые нужды может быть меньше норматива только в том случае, если расчет размера расходов на оплату общедомовых нужд осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, начисление платы за потребленные энергетические ресурсы на общедомовые нужды должно производиться управляющей компанией с учетом показаний данных приборов учета.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления проверочных мероприятий Инспекция установила, что многоквартирные дома N 5/1, 3/2 и 3/1 по улице Строителей города Новочебоксарска оборудованы общедомовыми приборами учета (ОДПУ) электрической энергии, тепловой энергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения. Вместе с тем, начисление платы за потребленные ресурсы на общедомовые нужды производился Обществом по нормативу потребления без учета показаний приборов учета.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи оспариваемых предписаний, которые по форме и содержанию соответствовали действующему законодательству, содержали законные и обоснованные требования об устранении выявленного нарушения действующего законодательства и являлись исполнимыми.
Ссылку Общества на то, что суды неправомерно приняли в качестве доказательства типовой договор управления многоквартирным домом от 02.11.2012, суд округа отклонил, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию кассационной инстанции не входит переоценка исследованных доказательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А79-4585/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельский комфорт" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сельский комфорт".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) которых объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (календарный месяц).
Кроме того, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "г" пункта 2 типового договора управления многоквартирным домом от 02.11.2012, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета коммунальных ресурсов.
При этом Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, которая определяет, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
В частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2018 г. N Ф01-2482/18 по делу N А79-4585/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2482/18
05.03.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4947/17
04.12.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4585/17
08.08.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4777/17
27.07.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4585/17
25.07.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4947/17
04.05.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4585/17