Каков порядок предоставления научным организациям льготы по налогу на имущество предприятий согласно п."к" ст.4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" и освобождения от обложения НДС по выполненным НИОКР в соответствии с подпунктом 16 п.3. ст.149 НК РФ?
В соответствии с п.1 ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Использование научными организациями льготы по налогу на имущество предприятий согласно п."к" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и освобождение от обложения НДС по выполненным НИОКР в соответствии с подпунктом 16 п.3 ст.149 НК РФ правомерно в том случае, если объем научной и (или) научно-технической деятельности составляет не менее 70 % общего объема выполненных научной организацией работ.
Порядок определения объема научной и (или) научно-технической деятельности в целях применения указанных налоговых преимуществ законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не установлен.
Определение научной и научно-технической деятельности дано в ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которой научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Таким образом, согласно вышеуказанному Федеральному закону классификационным признаком научной и (или) научно-технической деятельности является получение новых знаний.
На практике для определения доли научной и (или) научно-технической деятельности налогоплательщики нередко используют данные строк 221-224 формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-наука.
Здесь необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что согласно действующей Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-наука, утвержденной постановлением Госкомстата России от 08.10.2002 N 197, разбиение выполненных научной организацией работ по видам в форме N 2-наука является справочным и не соответствует определению видов деятельности, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Встречаются случаи, когда в качестве обоснования достаточного для применения налоговых льгот объема научной и (или) научно-технической деятельности научная организация использует факт получения свидетельства о государственной аккредитации. Согласно п.3 Положения о государственной аккредитации научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 N 1291, свидетельство о государственной аккредитации выдается на три года при условии, что объем научной и (или) научно-технической деятельности организации составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет). Иными словами, в данном случае факт наличия свидетельства о государственной аккредитации не гарантирует, что в текущем налоговом периоде объем научной и (или) научно-технической деятельности не станет менее 70 % общего объема выполненных работ.
По мнению автора, в настоящее время в качестве признака научной деятельности может быть использован факт обязательной государственной регистрации разработки во Всероссийском научно-техническом информационном центре, осуществляемой на основании Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденного приказом Миннауки России от 17.11.1997 N 125.
При любом подходе не вызывает сомнений, что правомерная классификация деятельности в качестве научной может быть осуществлена только экспертным путем.
В целях исключения налоговых рисков необходимо описать в учетной политике организации условия признания выполняемых работ (услуг) научной, научно-технической деятельностью и организовать раздельный учет научной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
А.В. Суменков,
ЗАО "Современные бизнес технологии"
1 июня 2003 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1