Нижний Новгород |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А43-12096/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области: Рыжова Д.В. (доверенность от 28.08.2017 N МТ-09/9114),
от Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом": Редких С.В. (доверенность от 21.12.2017 N 1/301/2017-ДОВ);
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2017,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А43-12096/2017
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31.01.2017
N 68-ФАС52-КТ-64-09/01-17 (25-НБ)-ГОЗ,
третьи лица - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", общество с ограниченной ответственностью "Про-СтройИнвест",
и установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова" (далее - ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным в части пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 31.01.2017 N 68-ФАС52-КТ-64-09/01-17 (25-НБ)-ГОЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росавтом"), общество с ограниченной ответственностью "Про-СтройИнвест" (далее - ООО "Про-СтройИнвест").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 19.03.2018 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По его мнению, включив в описание объекта закупки страну происхождения товара "Россия", ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" фактически указало наименование страны происхождения товара, чем ограничило количество участников закупки. Требование Предприятия о предоставлении каких-либо документов, подтверждающих соответствие установленным запретам, незаконно. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Госкорпорация "Росавтом" и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами, приведенными в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление обратилось ООО "Про-СтройИнвест" с жалобой на действия аукционной комиссии ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку измерительного оборудования в рамках государственного оборонного заказа.
С целью проверки поступившей информации Управление возбудило дело N 68-ФАС52-КТ-64-09/01-17 (25-НБ)-ГОЗ по признакам нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
В ходе проверки установлено, что 28.12.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.roseltorg.ru Предприятие разместило извещение N 0532100000216000020 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку измерительного оборудования в рамках государственного оборонного заказа, а также аукционную документацию.
Государственным заказчиком данной закупки выступало ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова".
Специализированной организацией выступала Госкорпорация "Росатом".
Оператором электронной площадки являлось АО "ЕЭТП".
Начальная (максимальная) цена контракта - 699 020,65 рубля.
Источник финансирования - средства Федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия Управления приняла решение от 31.01.2017 N 68-ФАС52-КТ-64-09/01-17 (25-НБ)-ГОЗ, которым признала жалобу ООО "Про-СтройИнвест" необоснованной (пункт 1); заказчика ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" - нарушившим требования части 1 статьи 33, части 5 и 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2); в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения поставщика, предусмотрела не выдавать заказчику предписание (пункт 3); предусмотрела выдачу оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") предписание о прекращении приостановления осуществления закупки в части заключения контракта (пункт 4); предусмотрела направление материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 5).
Посчитав, что решение антимонопольного органа в части пункта 2 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1516, 1519, 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 58 Таможенного кодекса таможенного союза, положениями Федерального закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность решения в оспариваемой части.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона (часть 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Верховный Суд Российской Федерации в преамбуле Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) обратил особое внимание, что для правильного разрешения судами указанной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Федерального закона N 44-ФЗ и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В указанном обзоре Верховный Суд Российской Федерации прямо указал, что, "поскольку в силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации".
Понятие "место происхождения товара" является понятием гражданского права, его определение содержится в статье 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации и обусловлено целями и задачами предоставления правовой охраны средствам индивидуализации товаров.
Согласно статье 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Понятие "страна происхождения товара" является категорией таможенного права, его легальное определение содержится в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза и обусловлено целями и задачами таможенного регулирования и таможенного контроля.
В пункте 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В силу пункта 3 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что указание Предприятием страны происхождения товара Россия в разделе 8 "Техническая часть" документации об аукционе не является включением в описание объекта закупки наименования места происхождения товара, наделяющим этот товар особенными свойствами и влекущим ограничение количества участников, следовательно, вывод антимонопольного органа о нарушении Предприятием части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ является неверным.
Суд обоснованно посчитал подлежащей исключению и отклонению ссылку Управления на то, что заявитель, указав в предмете закупки страну происхождения товара "Россия", ограничил количество участников закупок, у которых страной происхождения товаров являются страны Евразийского экономического союза, так как Управление в оспариваемом решении не описало и не вменило Предприятию это нарушение, соответственно, в установленном порядке его не исследовало.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ содержится перечень документов и информации ко второй части заявки на участие в электронных аукционах, среди которых указаны документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Таким образом, в рассматриваемом случае в отношении поставки продукции, являвшейся предметом проводимого ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" аукциона, действовал запрет, установленный Постановлением N 1224, что влекло необходимость представления участниками электронного аукциона документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что требования к участникам аукциона, сформулированные в аукционной документации, не нарушали положений части 1 статьи 3 и частей 5 и 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба антимонопольного органа не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А43-12096/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Таким образом, в рассматриваемом случае в отношении поставки продукции, являвшейся предметом проводимого ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" аукциона, действовал запрет, установленный Постановлением N 1224, что влекло необходимость представления участниками электронного аукциона документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что требования к участникам аукциона, сформулированные в аукционной документации, не нарушали положений части 1 статьи 3 и частей 5 и 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2018 г. N Ф01-2699/18 по делу N А43-12096/2017