Нижний Новгород |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А43-24405/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Смирновой Е.П. (доверенность от 01.01.2018 N 300),
от заинтересованного лица: Николаевой А.В. (доверенность от 11.10.2017 N 94)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.11.2017,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018,
принятое судьями Смирновой И.А., Белышковой М.Б., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-24405/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал"
(ИНН: 5257086827, ОГРН: 1065257065268)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
о признании незаконным решения
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент), изложенного в письме от 24.03.2017 N 01-15/1727, об отказе в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, а также об обязании Департамента устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 28.11.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 решение оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент), Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика N 333) заявитель жалобы считает, что правомерно отказал в выдаче испрашиваемого разрешения; в данном случае имеются лимиты на сброс веществ, а доказательств соблюдения нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС) не имеется.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Верхне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 06.02.2015 Обществу предоставлен в пользование для сброса сточных вод при совместном водопользовании с забором водных ресурсов сроком с 06.02.2015 по 31.12.2018 водный объект - Чебоксарское водохранилище (р. Ока) (Слудинская водопроводная станция), а также определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Приказом Верхне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 27.02.2015 N 74 для Общества утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС) в Чебоксарское водохранилище (р. Ока) на срок до 31.12.2018.
Общество 20.03.2017 обратилось в Департамент с заявлением (исх. N 21-2/1-1-4058/17) о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты со Слудинской водопроводной станции на период с 21.04.2017 по 31.12.2018.
Письмом от 24.03.2017 N 01-15/1727 Департамент отказал заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения.
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частями 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктами 1, 2 статьи 22, пунктами 1, 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", Административным регламентом, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ).
В пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы установлен Административным регламентом, в котором определены порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно пункту 12 данного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего регламента, либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм.куб), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м. куб в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных НДС в пределах лимитов на сбросы (пункт 13 Административного регламента).
При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались (пункт 14 Административно регламента).
Как установлено в пункте 15 Административного регламента, если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы, срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС являются: а) наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации: неверное наименование юридического лица, организационно-правовой формы, неверный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), неверный государственный регистрационный номер записи регистрации Заявителя в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), неверные фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, неверно указано местонахождение (адрес) юридического лица (или) место жительства (адрес) физического лица, неверные сведения о местонахождении отдельных производственных площадок; б) истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС; в) выявление в составе сточных и (или) дренажных вод, сбрасываемых в водный объект, веществ, не указанных в предоставленных Заявителем утвержденных НДС; г) выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов; д) заявление и документы, указанные в пунктах 18 и 19 настоящего Регламента, предоставлены заявителем не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) (пункт 25 Административного регламента).
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения Департамент сослался на подпункт "г" пункта 25 Административного регламента, посчитав, что имеется превышение утвержденных НДС по всем видам загрязняющих веществ. При этом суды установили, что вывод о превышении показателей фактического сброса над НДС по загрязняющим веществам сделан Департаментом на основании анализа данных о фактическом сбросе за 2012 год, которые были представлены в составе документации при обращении для утверждения НДС на период 2015-2018 годы.
Проанализировав положения Административного регламента, суды пришли к выводу о том, что Департамент для целей выявления превышений утвержденных НДС и последующего отказа в выдаче разрешения на сброс не вправе применять данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов за период, предшествующий утверждению НДС. Иное толкование позволит уполномоченному органу придавать утвержденным НДС обратную силу, что противоречит принципу природоохранного законодательства - обеспечение поэтапного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (статья 3 Федерального закона N 7-ФЗ) путем изменения НДС в сторону снижения на каждый следующий период регулирования.
В рассмотренном случае приказом Верхне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 27.02.2015 N 74 для Общества утверждены НДС в Чебоксарское водохранилище (река Ока) на срок до 31.12.2018.
С момента утверждения Обществу НДС в 2015 году по настоящее время превышение последним показателей фактического сброса над вновь утвержденными в 2015 году НДС отсутствует. Доказательств обратного Департамент не представил.
Суды исследовали и обоснованно отклонили ссылку Департамента на Методику N 333.
Таким образом, вывод Департамента о нарушении Обществом требований пункта 14 Административного регламента является незаконным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество при обращении в Департамент с заявлением представило все необходимые документы для получения разрешения в соответствии с пунктами 18 и 20 Административного регламента, оснований для отказа в выдаче разрешения у Департамента не имелось.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не представил.
Ссылка заявителя на План снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанный для канализационного выпуска N 2 Слудинской водопроводной станции на период 2015-2018 годы, была предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонена ими. Суды, в том числе указали, что наличие данного плана не подтверждает превышение показателей фактического сброса загрязняющих веществ над установленными НДС.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, применив соответствующую правовосстановительную меру.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов, не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу N А43-24405/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
...
Проанализировав положения Административного регламента, суды пришли к выводу о том, что Департамент для целей выявления превышений утвержденных НДС и последующего отказа в выдаче разрешения на сброс не вправе применять данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов за период, предшествующий утверждению НДС. Иное толкование позволит уполномоченному органу придавать утвержденным НДС обратную силу, что противоречит принципу природоохранного законодательства - обеспечение поэтапного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (статья 3 Федерального закона N 7-ФЗ) путем изменения НДС в сторону снижения на каждый следующий период регулирования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2018 г. N Ф01-2933/18 по делу N А43-24405/2017