г. Нижний Новгород |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А11-11168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2018, принятое судьей Беловым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Белышковой М.Б., Кириловой Е.А., по делу N А11-11168/2017
по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области
о признании незаконным решения от 14.07.2017 N 33/001/027/2017-14424
и установил:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - Департамент) обратился с заявлением в Арбитражный суд Владимирской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании незаконным решения от 14.07.2017 N 33/001/027/2017-14424 об отказе в государственной регистрации права государственной собственности Владимирской области на сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191, расположенное по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО город Суздаль (городское поселение) г. Суздаль, ул. Васильевская, д. 44, назначение: благоустройство территории, и об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права на указанный объект.
Требования основаны на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и нарушением прав и законных интересов Департамента.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Облстройзаказчик", государственное унитарное предприятие Владимирской области "Владимирской автовокзал" (далее - Предприятие), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области (далее - Учреждение), администрация города Суздаля Владимирской области (далее - администрация города Суздаля).
Арбитражный суд Владимирской области решением от 24.01.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 отказал в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 199, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 14, 18, 21 и 29 27 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218), статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и не усмотрел нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что суд в ходе рассмотрения настоящего дела пришел к ошибочному выводу о том, что сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191 не является объектом недвижимости, и не проверил оспариваемое решение на предмет соответствия требованиям Закона N 218, а также нарушает ли оно права и законные интересы Департамента.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2018 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, 06.06.2017 Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права государственной собственности Владимирской области на сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191, расположенное по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО город Суздаль (городское поселение) г. Суздаль, ул. Васильевская, д. 44, назначение: благоустройство территории.
К указанному заявлению были приложены: доверенность от 09.03.2017 N 49; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.08.2012 N RU 33514101-19; постановление администрации города Суздаля от 04.10.2016 N 605 (далее - Постановление N 605).
Рассмотрев представленные документы, государственный регистратор направил в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области запрос от 08.06.2017 N 16-540 о даче заключения об отнесении заявленных к регистрации объектов к объектам недвижимого имущества, о необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции с изменениями, внесенными Постановлением N 605).
Государственный регистратор также 08.06.2017 направил в Отдел архитектуры и строительства администрации Владимирской области запрос N 33/001/027/2017-14424, в котором просил представить заключение об отнесении объекта к объекту недвижимого имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в редакции с изменениями, внесенными Постановлением N 605).
Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права государственной собственности Владимирской области в отношении вышеназванных сооружений в связи с непредставлением (непоступлением) документов, запрошенных органом регистрации по межведомственным запросам, на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц (письмо от 15.06.2017 N 33/001/027/2017-14424).
В письме от 16.06.2017 N 1727/01-14 в ответ на запрос N 33/001/027/2017-14424 Администрация указала, что элементы благоустройства не являются объектами капитального строительства, а инженерные коммуникации являются сетями инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области в ответ на запрос указал, что в настоящем случае разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в целом на объект капитального строительства и выдача отдельного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сооружения с кадастровым номером 33:19:000000:191 не требуется (письмо от 2706.2017 N ДСА/302-06-08).
Управление Росреестра в уведомлении от 14.07.2017 N 33/001/027/2017-14424 со ссылкой на статью 27 Закона N 218 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности Владимирской области, поскольку представленное на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержит сведений о заявленном к регистрации сооружении; представленное на государственную регистрацию постановление не может быть принято в качестве правоустанавливающего документа, поскольку действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в разрешительную документацию.
Посчитав указанное решение Управления Росреестра не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом N 218.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218).
На основании части 6 статьи 1 Закона N 218 государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218 государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218.
В частности, таковыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218).
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218 не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В части 1 статьи 21 Закона N 218 установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218 предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Закона N 218 в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 17085/12, от 26.01.2010 N 11052/09, от 17.01.2012 N 4777/08, от 24.09.2013 N 1160/2013, если объекты, хотя и прочно связанные с землей, не имеют самостоятельного функционального назначения и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, данные объекты не являются самостоятельными объектами гражданских прав.
По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Понятие "недвижимость" является правовой категорией, поэтому признание объекта недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей и на него оформлен кадастровый паспорт.
Для признания недвижимым имущества как объекта гражданских прав необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Суд установил, что сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191 представляет из себя: проезжую часть площадью 4937 квадратных метров, тротуары площадью 249 квадратных метров, площадки площадью 596 квадратных метров, газоны площадью 2304 квадратных метров (кадастровый паспорт от 10.09.2015 N 33/202/15-297489).
В целом сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191 имеет площадь 8086 квадратных метров и имеет назначение - благоустройство территории.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, площадки и замощения относятся к вспомогательным элементам сооружений (площадка для плотины, мостовое полотно для моста, настил для эстакады, верхнее покрытие автомобильной дороги). Подъездные пути, покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов обеспечивают чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладают самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшают полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) для проезда и стоянки автотранспорта не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены. При этом асфальтовое или щебеночное покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу и не должно препятствовать использованию такого земельного участка для иных целей. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, щебень, бордюры), при их переносе не теряют качества, необходимые для их дальнейшего использования.
Газоны с отдельно стоящими деревьями и кустарниками тем более не могут быть отнесены к объектам недвижимости.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что спорное сооружение носит капитальный характер, создано в порядке, предусмотренном для возведения объекта недвижимости, обладает полезными свойствами, которые могут использоваться независимо от земельного участка, не может быть использовано независимо от земельного участка, на котором находится, и не способно к перемещению без соразмерного ущерба его назначению.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленную в материалы дела доказательственную базу и пришел к правильному выводу о том, что сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191, расположенное по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО город Суздаль (городское поселение) г. Суздаль, ул. Васильевская, д. 44, назначение: благоустройство территории не является объектом недвижимости.
В связи с указанными обстоятельствами суд обоснованно указал, что право на спорный объект не подлежит государственной регистрации по правилам статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, и правомерно отказал в удовлетворении заявления Департамента.
Суд округа не принял во внимание довод заявителя об ошибочности вывода суда о том, что спорное сооружение не является объектом недвижимости, поскольку он основан на неправильном понимании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и института "недвижимости", как правовой категории, предусмотренной гражданским законодательством.
Ссылка заявителя на то, что суд не проверил оспариваемое решение на предмет его соответствия требованиям Закона N 218 и нарушение им прав и законных интересов заявителя, не имеет правового значения, поскольку спорный объект не является недвижимым имуществом.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по кассационной жалобе суд округа не рассматривал, поскольку Департамент в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 24.01.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 по делу N А11-11168/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленную в материалы дела доказательственную базу и пришел к правильному выводу о том, что сооружение с кадастровым номером 33:19:000000:191, расположенное по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО город Суздаль (городское поселение) г. Суздаль, ул. Васильевская, д. 44, назначение: благоустройство территории не является объектом недвижимости.
В связи с указанными обстоятельствами суд обоснованно указал, что право на спорный объект не подлежит государственной регистрации по правилам статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, и правомерно отказал в удовлетворении заявления Департамента.
Суд округа не принял во внимание довод заявителя об ошибочности вывода суда о том, что спорное сооружение не является объектом недвижимости, поскольку он основан на неправильном понимании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и института "недвижимости", как правовой категории, предусмотренной гражданским законодательством."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 августа 2018 г. N Ф01-2918/18 по делу N А11-11168/2017