г. Нижний Новгород |
|
14 сентября 2018 г. |
Дело N А17-9835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс М" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2018, принятое судьей Никифоровой Г.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А17-9835/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс М" (ИНН: 3711028337, ОГРН: 1113711000061)
к Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) от 04.10.2017 N 03-14/07-20/17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2018 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, административный штраф в размере 800 000 рублей снижен до 400 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.05.2018 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что им не осуществлялась деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), на которую требуется лицензия на право пользования недрами. По мнению Общества, ОПИ (в рассматриваемом случае - песок) на спорном земельном участке на глубине менее 5 метров были изъяты законно. Таким образом, в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Заявитель жалобы полагает, что Департамент необоснованно объединил в административном деле два различных вида деятельности Общества, которые оно ведет на разных земельных участках.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Отзыв Департамента на кассационную жалобу в суд не поступил.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явился в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Ивановская межрайонная природоохранная прокуратура выявила в деятельности Общества нарушения природоохранного законодательства в сфере охраны и использования недр.
В ходе указанной проверки установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2014 в собственности Общества находится земельный участок с кадастровым номером 37:09:040701:85, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 233 400 квадратных метров, расположенный по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи деревни Шпариха.
В целях возведения прудового рыбоводного хозяйства и обустройства территории на указанном земельном участке Общество получило разрешение от 30.04.2014 N 03-22-3/14 на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Проведение работ разрешено на площади 53 480 квадратных метров, глубина разработки 0,18 метра, объем снимаемого плодородного слоя почвы - 9626,4 квадратного метра. Срок действия данного разрешения истек 01.11.2014.
Общество обратилось в Комитет с уведомлением о намерении осуществлять на указанном земельном участке добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия) с целью использования их для собственных нужд при возведении прудового рыбоводного хозяйства.
Комитет Ивановской области по природопользованию отказал Обществу в постановке на учет как пользователя недр.
Общество обратилось в Департамент с заявлением о включении участка недр, расположенного на указанном земельном участке, месторождений строительных песков Шпарихинское в Лежневском районе Ивановской области в Перечень участков недр местного значения Ивановской области, а также с просьбой назначить дату аукциона на получение лицензии на геологоразведку (поисково-оценочные работы) с последующей добычей песчаных запасов данного месторождения.
Департамент отказал в удовлетворении заявления Общества.
Согласно информации Департамента от 28.08.2017 заявитель лицензии на право пользования недрами и какой-либо иной разрешительной документации по добыче песка на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи деревни Шпариха, не имеет.
Вместе с тем, как установлено прокурорской проверкой, Общество в период с 10.08.2017 по 23.08.2017 осуществляло добычу песка на спорном земельном участке в целях подсыпки дороги на базе, расположенной по адресу: Ивановская область, поселок Лежнево, улица 3-я Свердлова, дом 11.
За указанный период Общество изъяло и вывезло с земельного участка 100 тонн песка (67 квадратных метров).
Добыча песка осуществлялась на указанном земельном участке сельскохозяйственного назначения в отсутствие лицензии на право пользования недрами. Причиной допущенных нарушений явилось несоблюдение требований законодательства о недрах со стороны Общества.
Постановлением заместителя начальника Департамента от 04.10.2017 N 03-14/07-20/17 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 800 000 рублей.
Решением временно исполняющего обязанности начальника Департамента от 02.11.2017 постановление о назначении административного наказания от 04.10.2017 N 03-14/07-20/17 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением Департамента от 04.10.2017 N 03-14/07-20/17, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 2.10, 4.1 КоАП РФ, статьями 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), статьями 6, 11, 19, 22, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично: оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, административный штраф в размере 800 000 рублей снижен до 400 000 рублей.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В статье 39 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 6 Закона N 2395-1, недра предоставляются в пользование, в том числе для: геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В статье 11 Закона N 2395-1 предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (статья 22 Закона N 2395-1).
В силу статьи 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ: использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе; строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2015 N 471-п утвержден Порядок использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров (далее - Порядок N 471-п).
В соответствии с названным Порядком землепользователи, планирующие осуществлять использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, обязаны встать на учет в уполномоченном органе - Департаменте.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество осуществляло добычу песка на земельном участке с кадастровым номером 37:09:040701:85, расположенном по адресу: Ивановская область, Лежневский район, вблизи деревни Шпариха, в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Указанный факт свидетельствует о том, что Общество нарушило требование статьи 11 Закона N 2395-1.
Кроме того, Общество не предприняло действий по постановке на учет в Департаменте в целях использования для собственных нужд ОПИ, добываемых на указанном участке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 14.02.2014, справку Общества об объемах добычи песка, акт проверки от 23.08.2017, товарно-транспортную накладную, объяснения директора Общества от 08.09.2017, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество имело право на добычу ОПИ (песка) на принадлежащем ему земельном участке и их последующее использование не на собственном участке для собственных нужд, отклоняется судом округа, как противоречащий статье 19 Закона N 2395-1, которой установлено, что собственники земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд ОПИ, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
ОПИ и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что добыча Обществом недр (песка) на земельном участке сельскохозяйственного назначения и вывоз его за границы данного земельного участка, а именно на другой земельный участок, с целью его улучшения коммерческой организацией - Обществом не могут рассматриваться как использование ОПИ для собственных, личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по делу N А17-9835/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс М" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 14.02.2014, справку Общества об объемах добычи песка, акт проверки от 23.08.2017, товарно-транспортную накладную, объяснения директора Общества от 08.09.2017, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество имело право на добычу ОПИ (песка) на принадлежащем ему земельном участке и их последующее использование не на собственном участке для собственных нужд, отклоняется судом округа, как противоречащий статье 19 Закона N 2395-1, которой установлено, что собственники земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд ОПИ, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2018 г. N Ф01-3852/18 по делу N А17-9835/2017