г. Нижний Новгород |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А31-11650/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А31-11650/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (ОГРН: 1044408642629, ИНН: 4401050567)
о признании недействительным предостережения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Весёлкин Андрей Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (ИНН: 4401060318, ОГРН: 1064401000286), публичное акционерное общество "Россети-Центр"-"Костромаэнерго" (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498), общество с ограниченной ответственностью "КостромаМикроФинанс" (ИНН: 4401113993, ОГРН: 1114401000911),
и установил:
публичное акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным предостережения Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) от 28.09.2022 N 10-38ПР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Весёлкин Андрей Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Заволжье" (далее - ООО "Заволжье"), публичное акционерное общество "Россети-Центр"-"Костромаэнерго", общество с ограниченной ответственностью "КостромаМикроФинанс".
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023 заявленное требование удовлетворено, предостережение Инспекции от 28.09.2022 N 10-38ПР признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель указывает на то, что нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги не входит в перечень нарушений, для устранения которых Инспекция вправе выдавать предписание. По его мнению, предостережением не нарушены требования части 2 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и возражениях на отзыв.
Общество в отзыве возразило против доводов жалобы, представило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Весёлкин А.В., собственник нежилого помещения N 78, расположенного в доме 34 по улице Проселочная города Костромы, 06.09.2022 обратился в Инспекцию в целях приостановления предоставления коммунальной услуги - энергоснабжения.
При проведении предварительной проверки Инспекция установила, что в связи с отсутствием акта выполненных работ по подключению данного помещения к электроснабжению, акта приемки выполненных работ, подписанного представителями ресурсоснабжающей организации, определить место должного подключения нежилого помещения N 78 в доме 34 по улице Проселочная города Костромы к энергоснабжению не представилось возможным.
Весёлкин А.В. и Общество (гарантирующий поставщик) 01.12.2012 заключили договор энергоснабжения N 4410, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения энергией потребителя.
ООО "Заволжье", в управлении которого находится многоквартирный дом, в Инспекцию представлена информация, что подключение к электроснабжению нежилого помещения N 78 в данном доме произведено к индивидуальному вводно-распределительному устройству с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации, а не во ВРУ многоквартирного дома.
Инспекция 28.09.2022 на основании части 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), выдала Обществу предостережение N 10-38ПР, предложив в срок до 28.10.2022 в соответствии с подпунктом "д" пункта 31, пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), принять все необходимые меры для определения причин отключения от электроснабжения помещения N 78 в доме 34 по улице Проселочная города Костромы и восстановления электроснабжения.
Не согласившись с данным предостережением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом N 248-ФЗ, Правилами N 354, Правилами содержания общего имущества в 1 многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 8.2 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений (часть 1). В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, в том числе, выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи (пункт 4 части 2).
При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий (часть 1 статьи 8 Закона N 248-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В части 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном данным законом; должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
В рассматриваемом предостережении Обществу вменено в обязанность принять меры для определения причин отключения от энергоснабжения помещения N 78 по улице Проселочная города Костромы и восстановления электроснабжения.
При оценке содержания предостережения от 28.09.2022 N 10-38ПР в части указания на конкретные действия (принять все необходимые меры для определения причин отключения от электроснабжения нежилого помещения N 78 дома N 34 по ул. Проселочная города Кострома и восстановления его электроснабжения) суды первой и апелляционной инстанций правильно заключили, что уполномоченный орган в рассматриваемом случае облекает в форму предостережения, выдаваемого в профилактических целях, содержание ненормативного правового акта, имеющего иную правовую природу, отличную от предостережения, в частности предписания об устранении выявленных нарушений, выдаваемого в случае установления контрольно-надзорным органом нарушений законодательства в целях их устранения.
Предложенные ответчиком в предостережении от 28.09.2022 конкретные действия направлены на устранение нарушений за прошлое время (подача электрической энергии была ограничена с 11 по 16 августа 2022 года).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что вынесенное предостережение не соответствует положениям действующего законодательства, а именно статьям 8, 49 Закона N 248-ФЗ, и, как следствие, им нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также Инспекция указала, что действия (бездействие) Общества могут привести (или приводят) к нарушениям обязательных требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок введения ограничения либо приостановления предоставления потребителю коммунальных услуг производится в соответствии с Правилами N 354.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 к Правилам N 354 электроснабжение осуществляется бесперебойно в течение года, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания.
В соответствии с Правилами N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Абзацем третьим пункта 7 Правил N 354 установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами.
Перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги установлен частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги в части 1 статьи 157.2 Кодекса является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.
Оценив материалы дела, суды установили, что в обращении, поступившим в Инспекцию, содержалась информация о приостановлении предоставления в нежилое помещение коммунальной услуги - электроснабжения. Инспекция, объявив Обществу предостережение и предложив восстановить электроснабжение нежилого помещения, не доказала нарушение Обществом требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 и пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354, а также не исследовала вопрос о наделении Общества статусом исполнителя коммунальной услуги в МКД.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что Инспекция, не проверив должным образом обстоятельства, которые признала доказанными, объявила Обществу предостережение от 28.09.2022 N 10-38ПР.
Оснований для отмены принятых судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены решения суда.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А31-11650/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги установлен частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;
...
Перечень оснований для получения ресурсоснабжающей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги в части 1 статьи 157.2 Кодекса является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.
Оценив материалы дела, суды установили, что в обращении, поступившим в Инспекцию, содержалась информация о приостановлении предоставления в нежилое помещение коммунальной услуги - электроснабжения. Инспекция, объявив Обществу предостережение и предложив восстановить электроснабжение нежилого помещения, не доказала нарушение Обществом требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 и пункта 9 Приложения N 1 Правил N 354, а также не исследовала вопрос о наделении Общества статусом исполнителя коммунальной услуги в МКД."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 января 2024 г. N Ф01-8645/23 по делу N А31-11650/2022