г. Нижний Новгород |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А79-1072/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А79-1072/2023
по заявлению Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный аграрный научной центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" (ОГРН: 1034316511437, ИНН: 4346008410)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 08.12.2022 N 05/08/4-8868,
и установил:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный аграрный научной центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" в лице Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) от 08.12.2022 N 05/08/4-8868. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство рассмотреть заявление Учреждения от 01.12.2022 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2023 заявление удовлетворено. Одновременно суд обязал Министерство в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Учреждения от 01.12.2022 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур. Кроме того, суд взыскал с Министерства в пользу Учреждения 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Министерства, Учреждение является государственным и в силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может претендовать на получение субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики. Предоставление субсидии Учреждению осуществляется на основании специальных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. С Министерства неправомерно взысканы расходы на уплату государственной пошлины. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Министерство финансов Чувашской Республики отзыв не представило.
Учреждение в письменном отзыве отклонило доводы заявителя.
Министерство финансов Чувашской Республики отзыв не представило.
Определением суда округа от 27.12.2023 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего судьи Шемякиной О.А. на судью Соколову Л.В.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды и не противоречит материалам дела, 01.12.2022 Учреждение обратилось с заявлением в Министерство о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур с подтверждением о соответствии критериям, установленным Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 12.05.2021 N 188 (далее - Правила N 188).
Министерство письмом от 08.12.2022 N 05/08/4-8868 со ссылками на пункты 1.1, 1.2 Правил N 188 сообщило об отказе в предоставлении субсидии в связи с несоответствием Учреждения условиям, установленным Правилами N 188, указав о том, что заявитель является бюджетным учреждением, а Правила N 188 не предусматривают возможность предоставления субсидий бюджетным учреждениям.
Посчитав данный отказ незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 118, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Министерство не доказало законность и обоснованность своего решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем возможность предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями предусмотрена положениями статьи 78.1 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 N 118 (далее - Правила N 118).
В силу пункта 2 Правил N 118 под производителями зерновых культур понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции (зерновых культур), ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
На основании пункта 3 Правил N 118 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению средств из бюджета субъекта Российской Федерации производителям зерновых культур на финансовое обеспечение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур в текущем финансовом году, и (или) возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур, понесенных производителями зерновых культур в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году, по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур.
Правила N 188 устанавливают условия и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета на указанные цели, в соответствии с государственной программой Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2018 N 433.
Согласно пункту 2.3 Правил N 188 условиями предоставления субсидии являются:
осуществление получателем субсидии деятельности по производству зерновых культур на территории Чувашской Республики;
согласие получателя субсидии на осуществление Минсельхозом Чувашии проверки соблюдения им порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения им порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
представление в Минсельхоз Чувашии промежуточной, годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии получателя субсидии по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (за исключением получателей субсидий, не получавших средства государственной поддержки в рамках реализации Государственной программы в предшествующие отчетные периоды);
принятие обязательств по представлению промежуточной, годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии получателя субсидии за год, в котором предоставлена субсидия, по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.4 Правил N 188 в редакции, действовавшей на момент подачи Учреждением заявления, получатель субсидии на первое число месяца, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии должен соответствовать следующим требованиям:
у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (при наличии указанной неисполненной обязанности получатель субсидии по своей инициативе может представить копии платежных документов, подтверждающих выполнение данной неисполненной обязанности до дня обращения к специалисту Минсельхоза Чувашии по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства в соответствующем муниципальном районе, с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам ) для получения субсидии);
у получателя субсидии должны отсутствовать просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Чувашской Республикой;
получатель субсидии - юридическое лицо - не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации юридического лица - получателя субсидии в форме присоединения к нему другого юридического лица, а также в форме преобразования), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель - не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
в реестре дисквалифицированных лиц должны отсутствовать сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя субсидии, являющегося юридическим лицом, о получателе субсидии, являющемся индивидуальным предпринимателем;
получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов:
получатель субсидии не должен получать средства из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил.
Пунктом 2.5 Правил N 188 предусмотрен перечень документов, который получатель субсидии представляет специалисту Минсельхоза Чувашии.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение является бюджетным учреждением.
Учреждение согласно пункту 2.5 Правил N 188 предоставило Министерству заявление в двух экземплярах и справку-расчет на получение субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам с приложением заверенных получателем субсидии:
сведений об объемах, произведенных и реализованных зерновых культур собственного производства по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам с копией статистической отчетности "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" по форме N 29-СХ или N 2-фермер и реестром накладных на оприходование выращенных зерновых культур с приложением копий накладных;
документов, подтверждающих факт реализации зерновых культур собственного производства за отчетный период (копии договоров на поставку зерновых культур, реестров счетов-фактур, универсальных передаточных документов, товарно-транспортных накладных или иных документов о передаче товара, подтверждающих факт реализации зерновых культур).
Суды установили, что условия предоставления субсидии Учреждением полностью соблюдены.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу N А79-6128/2018 установлено, что Учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Исходя из пункта 2.7 Правил N 188 основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в абзацах первом - шестом пункта 2.5 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации; несоответствие условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 2.3 и 2.4 настоящих Правил; несоблюдение срока представления документов, указанных в абзаце восьмом пункта 2.5 настоящих Правил; отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидий, в том числе отнесение Учреждения к бюджетному учреждению, Правила N 188 не содержат.
Вместе с тем в оспариваемом решении Министерство ни одно из перечисленных пунктом 2.7 Правил N 188 оснований для отказа не привело.
В соответствии с положениями статьи 78.1 БК РФ и Правил N 188 предусмотрено предоставление субсидий для производителей зерновых культур - сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и государственным учреждениям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов).
Каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями Правилами N 188 не установлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, то на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно взыскал с Министерства в пользу Учреждения понесенные по делу судебные расходы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 298 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу N А79-1072/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Соколова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу N А79-6128/2018 установлено, что Учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Исходя из пункта 2.7 Правил N 188 основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в абзацах первом - шестом пункта 2.5 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации; несоответствие условиям и требованиям, предусмотренным пунктами 2.3 и 2.4 настоящих Правил; несоблюдение срока представления документов, указанных в абзаце восьмом пункта 2.5 настоящих Правил; отсутствие лимитов бюджетных обязательств.
...
В соответствии с положениями статьи 78.1 БК РФ и Правил N 188 предусмотрено предоставление субсидий для производителей зерновых культур - сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе и государственным учреждениям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 января 2024 г. N Ф01-8539/23 по делу N А79-1072/2023