г. Нижний Новгород |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А29-11067/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-11067/2022
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134), общества с ограниченной ответственностью "Базис" (ИНН: 3507003847, ОГРН: 1023500596228)
о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297), Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298), государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (ИНН: 1101486886, ОГРН: 1111101006873), администрация муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми (ИНН: 1120005299, ОГРН: 1061105009954),
и установил:
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство, Минстрой Республики Коми) и общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - Общество, ООО "Базис") обратились в Арбитражный суд Республики Коми с заявлениями о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - Управление, ТУ Росимущества в Республике Коми) от 30.05.2022 N 11-ТС/1663 в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 11:13:01010001:156. Одновременно заявители просили суд обязать Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи согласования границ земельного участка с кадастровым номером 11:13:01010001:156.
Заявление основано на статье 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), статье 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивировано тем, что отказом Управления от 30.05.2022 нарушаются права и законные интересы заявителей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "Управтодоркоми"), администрация муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми (далее - Администрация).
Арбитражный суд Республики Коми решением от 31.05.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023, удовлетворил заявление.
Суды пришли к выводу, что ТУ Росимущества в Республике Коми не доказало принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
По мнению заявителя, подписание акта согласования местоположения границ спорного земельного участка не устранит противоречивость сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном лесном реестре (далее - ГЛР). Кассатор считает, что Министерству и Обществу следовало обратиться с требованием об исключении сведений о земельном участке из ГЛР в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 15.04.2019 между Минстроем Республики Коми и Обществом был заключен государственный контракт N 0307200030619000263-151-2019 на выполнение комплекса работ по первичной технической инвентаризации автомобильных дорог, расположенных на территории Усть-Цилемского района, и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под ними.
В результате проведения кадастровых работ по уточнению границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 11:13:0101001:156, предоставленного для обслуживания и содержания автомобильной дороги Барашки - Бык, ООО "Базис" подготовило и направило для согласования в Управление межевой план от 24.03.2022.
Управление письмом от 30.05.2022 N 11-ТС/1663 отказало в согласовании границ земельного участка и указало, что основания для исключения земельного участка с кадастровым номером 11:13:0101001:156 из состава земель лесного фонда в рамках Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) отсутствуют. В отношении названного земельного участка отсутствуют правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы отнесения их к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Во избежание необоснованного исключения земель из земель лесного фонда, Управление отказалось от подписания акта согласования границ земельного участка и рекомендовало Министерству обратиться в суд для урегулирования данного спора.
Минстрой Республики Коми и ООО "Базис" посчитали, что данным отказом нарушается действующее законодательство, а также их права и интересы, и обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ предусмотрено, что для случая возникновения прав правообладателя на земельный участок до 01.01.2016 установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов об относимости земельного участка к определенной категории земель по отношению к аналогичным сведениям ГЛР, лесного плана субъекта Российской Федерации. В этом случае принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН или правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов при отсутствии таких сведений в ЕГРН (часть 3), за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Частью 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 названной статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Согласно части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции Закона N 280-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
В указанном случае орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Распоряжением Совета Министров Коми АССР от 17.06.1991 N 305-р земельные участки изъяты от землепользователей Прилузского, Сыктывдинского, Корткеросского, Усть-Вымского, Сысольского, Удорского, Ижемского, Усть-Цилемского районов и переданы государственным предприятиям и организациям, кооперативам для нужд строительства и других целей с правом рубки леса согласно приложению. Арендному объединению "Комиагропромдорстрой" переданы земельные участки для строительства автодороги Барашки - Бык и разработки карьера "Бык" (изъяты у Усть-Цилемского колхоза) 49,7 гектара в лесах 1 группы, в том числе 26 гектаров во временное пользование до 3 лет.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченной строительством автомобильной дороги в эксплуатацию от 28.09.1994 на спорном земельном участке была построена и введена в эксплуатацию автомобильная дорога Барашки - Бык Усть-Цилемского района Республики Коми I ПК протяженностью 5,26 километра и II ПК протяженностью 5,41 километра (автодорога "Подъезд к переправе через реку Печора").
В соответствии с решением Администрации Усть-Цилемского района N 67 от 12.02.1997 Коми республиканскому дорожному департаменту Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики выдано свидетельство на право постоянного пользования N 70 для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог.
Постановлением главы муниципального образования "Усть-Цилемский район" от 11.03.2005 N 182 право бессрочного пользования земельным участком площадью 23,57 гектара ГУ РК "Комитет РК по управлению дорожным хозяйством" прекращено. Дорожному агентству Республики Коми в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 23,57 гектара категория земель - "земли промышленности и иного специального назначения", разрешенное использование земельного участка - "для обслуживания и содержания автодороги Барашки - Бык, кварталы 29, 32 Бугаевского лесничества ФГУ "Усть-Цилемский лесхоз" Республики Коми".
Решением Дорожного агентства Республики Коми от 01.04.2015 N 5 данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ РК "УправтодорКоми".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 11:13:0101001:156 (далее - спорный земельный участок) с декларированной площадью 235 700 квадратных метров, с разрешенным использованием - "для обслуживания и содержания автодороги Барашки - Бык", категорией - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенного по адресу Республика Коми, район Усть-Цилемский, были внесены в ЕГРН 13.03.2006 на основании постановления Главы муниципального образования "Усть-Цилемский" район от 11.03.2005 N 182.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 11:13:0101001:1224 - автомобильная дорога "Подъезд к переправе через реку Печора", протяженностью 5,41 километра, год завершения строительства - 1994.
Регистрация сооружения дорожного транспорта (подъезд к переправе через реку Печора от автодороги Ираёль - Ижма - Усть-Цильма - Нарьян-Мар), кадастровый номер 11:13:0101001:1224 совершена 20.10.2020.
Согласно выписке из ЕГРН автомобильная дорога "Подъезд к переправе через реку Печора" расположена в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами 11:13:0101001:156 и 11:13:0000000:2.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок 11:13:0000000:2 (дата присвоения 09.02.2006,) площадь участка составляет 4 028 647 гектаров, категория земель - "земли лесного фонда", вид разрешенного использования - "ведение лесного хозяйства", с указанием кадастровых номеров, расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, в том числе 11:13:0101001:1224.
Кроме того, в материалы дела представлено заключение Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" о пересечении (наложении) границ земель лесного фонда с границами земель рассматриваемого участка.
Приказом Рослесхоза от 15.02.2019 N 311 установлены границы Усть-Цилемского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Республике Коми.
Согласно письму Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 20.02.2023 N 2184/05 заключения выполнены на основании картографических материалов лесоустройства 1982 года по Усть-Цилемскому лесничеству.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что Управление не доказало наличия правовых оснований для отказа в согласовании границ участка.
Как верно указали суды, в рассматриваемой ситуации применяется правило о приоритете сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями из ГЛР, установленное частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ.
Суды исходили из того, что спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 1991 году, то есть права правообладателя или предыдущих правообладателей на спорный земельный участок возникли до 01.01.2016. На участке расположено сооружение (автомобильная дорога), построенное в 1994 году, право собственности на которое зарегистрировано в 2020 году. При этом спорный участок отнесен в 2006 году к категории - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земели для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Оснований для иного вывода у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств и норм права, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права.
Несогласие кассатора с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не является, поскольку такая позиция заявителя направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 по делу N А29-11067/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции Закона N 280-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
В указанном случае орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
...
Приказом Рослесхоза от 15.02.2019 N 311 установлены границы Усть-Цилемского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Республике Коми.
...
Как верно указали суды, в рассматриваемой ситуации применяется правило о приоритете сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями из ГЛР, установленное частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2024 г. N Ф01-8435/23 по делу N А29-11067/2022