г. Нижний Новгород |
|
19 января 2024 г. |
Дело N А39-3709/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Трубниковой Е.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023, принятое судьей Волковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023, принятое судьями Кастальской М.Н.,Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., по делу N А39-3709/2023
по заявлению акционерного общества Племзавод "Шойбулакский" (ИНН: 1207001605; ОГРН: 1021201049650)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и установил:
акционерное общество Племзавод "Шойбулакский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества), выразившееся в уклонении от предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116. В качестве восстановительной меры Общество просило суд обязать МТУ Росимущества принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка, подготовить проект договора его купли-продажи с предложением о заключении в течение месяца со дня принятия решения суда.
Заявленное требование основано на статьях 29 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Требование мотивировано тем, что уполномоченный орган в установленный законодательством срок не рассмотрел заявление Общества - арендатора спорного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Арбитражный суд Республики Мордовии решением от 24.07.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023, удовлетворил требования Общества, признав бездействие МТУ Росимущества незаконным и обязав в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить заявителю в ответ на заявление от 23.12.2022 решение о предоставлении либо отказе в предоставлении Обществу в собственность земельного участка 12:08:0100104:116.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении требований Общества. По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 10 Закона N 101-ФЗ, поскольку договор аренды в отношении спорного земельного участка между сторонами не заключен. Кассатор полагает, что им не допущено незаконного бездействия, поскольку по заявлению Общества МТУ Росимущества направило документы в Росимущество для согласования. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
МТУ Росимущества просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела заявитель и третье лицо не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Общество по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 11.06.2004 N 20 с(ю) и договора переуступки от 04.12.2008, с учетом дополнительных соглашений к договору аренды, пользуется земельным участком с кадастровым номером 12:08:0000000:12, расположенным по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, примерно в 9 км от поселка Советский по направлению на юго-запад. Срок аренды - с 11.06.2004 по 10.06.2053 (дополнительное соглашение от 11.02.2009 с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл). Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл 22.05.2009. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации, относится к землям сельскохозяйственного назначения из состава сельскохозяйственных угодий. Разрешенное использование участка - для сельскохозяйственного производства.
Общество 12.02.2018 и 21.11.2018 обращалось к МТУ Росимущества с просьбой разделить земельный участок с кадастровым номером 12:08:0000000:0012 на два земельных участка. Общество обязалось оформить один из образованных участков в аренду, чтобы продолжать обрабатывать его и выращивать сельскохозяйственные культуры, а второй участок, на котором расположены объекты капитального строительства, выкупить.
Росимущество направило МТУ Росимущества поручение от 28.09.2020 N АШ-10/30617, в котором указало, при условии соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 120 706 квадратного метра на кадастровом плане территории.
Общество и МТУ Росимущества 12.10.2021 заключили соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 11.06.2004 N 20 с(ю), в котором предусмотрено, что в связи с разделом земельного участка изменена общая площадь земельного участка и пересчитана арендная плата земельного участка. Договор купли-продажи на второй сформированный земельный участок с кадастровым номером 12:08:0100104:116 в адрес Общества не направлен.
Земельный участок с кадастровым номером 12:08:0100104:116 площадью 120 706 квадратных метров образован при разделе земельного участка 12:08:0000000:12.
На данном земельном участке расположены объекты капитального и некапитального строительства, которые принадлежат на праве собственности Обществу:
1) свиноферма на 1250 свиноматок с полным циклом (одноэтажное нежилое здание) общей площадью 26 007,2 квадратного метра с кадастровым номером 12:08:0490101:39 (право собственности Общества зарегистрировано 27.01.2012);
2) линия по подработке зерна и хранению кормов (двухэтажное нежилое здание) общей площадью 546,3 квадратного метра с кадастровым номером 12:08:0490101:32 (право собственности Общества зарегистрировано 27.01.2012);
3) комбикормовый цех (одноэтажное нежилое здание) общей площадью 689,1 квадратного метра с кадастровым номером 12:08:0490101:31 (право собственности Общества зарегистрировано 27.01.2012);
4) газопровод высокого и низкого давления (сооружение) протяженностью 60 погонных метров с кадастровым номером 12:08:0100104:115 (право собственности Общества зарегистрировано 28.06.2018);
5) арочный склад N 2, смонтированный из сборно-разборных конструктивных элементов (заключение кадастрового инженера от 18.07.2022 N 59);
6) санпропускник, смонтированный из сэндвич-панелей на сборном профилированном металлическом каркасе (заключение кадастрового инженера от 18.07.2022 N 60).
Общество неоднократно направляло МТУ Росимущества заявления о приобретении в собственность данного земельного участка без проведения торгов с комплектом документов (письма от 17.11.2021, от 14.03.2022, от 04.05.2022, от 03.08.2022). МТУ Росимущества в письме от 21.11.2022 N 13-4В/15784 отказало в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116 в собственность, поскольку необходимо провести обследование земельного участка, предоставить копию договора аренды, актуализировать кадастровую стоимость и другое.
Сотрудники МТУ Росимущества провели обследование земельного участка с кадастровым номером 12:08:0100104:116 и составили акт от 24.11.2022, в котором указано, что объектов, находящихся в собственности третьих лиц, на участке нет.
Общество 23.12.2022 направило МТУ Росимущества заявление о приобретении участка в собственность за плату. МТУ Росимущества в письме от 19.01.2023 N 13-ИВ/615 сообщило заявителю о направлении комплекта документов в Росимущество на рассмотрение с целью получения поручения для предоставления земельного участка 12:08:0100104:116 на праве собственности без проведения торгов.
Посчитав, что МТУ Росимущества незаконно бездействует, чем нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материала дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
На основании статьи 200 (частям 4, 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, нарушают ли такие действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения публичным органом оспариваемых действий (бездействия) возлагается на этот орган.
В силу статьи 27 (пункта 6) Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Согласно статье 10 (пункту 4) Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у органов, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 (подпунктом 9 пункта 2) Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В статье 39.17 (пунктах 5 - 7) Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем 30 дней (с 01.03.2023 - 20 дней) со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения выдаются заявителю либо направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Таким образом, МТУ Росимущество обязано в 30-дневный срок со дня поступления соответствующего заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направить заявителю соответствующий проект договора или отказать в предоставлении земельного участка с указанием мотивов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в срок, установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, МТУ Росимущества соответствующее решение по заявлению Общества не приняло. С учетом изложенного, отсутствие поручения Росимущества, равно как и нахождение документов на согласовании в Росимуществе не является законным основанием игнорирования установленного Земельным кодексом Российской Федерации срока и не рассмотрения заявления Общества.
Разграничение полномочий между федеральным органом и территориальными управлениями, представляющими федерального собственника, не может являться препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
По приведенным мотивам суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А39-3709/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в срок, установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, МТУ Росимущества соответствующее решение по заявлению Общества не приняло. С учетом изложенного, отсутствие поручения Росимущества, равно как и нахождение документов на согласовании в Росимуществе не является законным основанием игнорирования установленного Земельным кодексом Российской Федерации срока и не рассмотрения заявления Общества.
Разграничение полномочий между федеральным органом и территориальными управлениями, представляющими федерального собственника, не может являться препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Аналогичный подход не признан Верховным Судом Российской Федерации неверным (определение от 06.07.2020 N 301-ЭС20-9535)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2024 г. N Ф01-8661/23 по делу N А39-3709/2023