г. Нижний Новгород |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А17-7268/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново":
Филимоновой Е.В. (доверенность от 28.04.2018),
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал":
Филиппова Е.В. (доверенность от 03.09.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2018, принятое судьей Пичевой Д.К., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., по делу N А17-7268/2017
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 3703043525, ОГРН: 1093703001732
к обществу с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" (ИНН: 3702661600, ОГРН: 1113702036315)
о взыскании 524 443 рублей 18 копеек
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" (далее - Общество) о взыскании 524 443 рублей 18 копеек долга за услуги по транспортировке сточных вод, оказанные в мае 2017 года по договору от 01.10.2014 N 284.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 307, 309, 310, 420 - 424, 426, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 17 и 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 29.01.2018 и постановление от 09.06.2018 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
По мнению заявителя, суды двух инстанций не учли, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприятие не доказало соблюдение им технических условий при проектировании установленного узла учета, а также направления Обществу заверенной копии проектной документации на оборудование данного узла. Кроме того, по мнению Общества, суды первой и апелляционной инстанций не дали какой-либо правовой оценки его доводам относительно соответствия установленного Предприятием расходомера требованиям Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также тому обстоятельству, что акт допуска прибора учета к эксплуатации от 06.02.2017 подписан неуполномоченным лицом. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
В заседании окружного суда представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Предприятия отклонил доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установили суды двух инстанций, постановлением Администрации городского округа Кинешма от 05.11.2015 N 2727п "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма", действовавшем в спорный период, Обществу присвоен статус гарантирующей организации с зоной деятельности в пределах улиц города Кинешма, определенных в приложении 3 к упомянутому постановлению.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2016 N 124-к/12 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", действовавшем в спорный период, Предприятию установлен тариф на транспортировку сточных вод (в том числе на очистные сооружения Общества), для Общества установлен тариф на водоотведение.
Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Предприятие (транзитная организация) заключили договор по транспортировке сточных вод от 01.10.2014 N 284, по условиям которого транзитная организация, контролирующая канализационные сети, обязалась обеспечивать их поддержание в состоянии, соответствующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом их приема (отведения) от точек приема до точек отведения, расположенных на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация ВКХ - принимать сточные воды в соответствии с режимом их приема и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировку сточных вод.
Транзитная организация в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет организации ВКХ оформленный в двух экземплярах акт об оказании услуг по транспортировке сточных вод за расчетный период, содержащий данные об объеме сточных вод, а также счет фактуру (пункт 7 договора).
В течение пяти рабочих дней со дня поступления от транзитной организации акта об оказании услуг по транспортировке сточных вод организация ВКХ обязалась рассмотреть данный акт и направить гарантирующей организации подписанный экземпляр такого акта либо мотивированный отказ от его подписания (пункт 8 договора).
В случае, если организация ВКХ по истечении пяти рабочих дней со дня получения акта не направила транзитной организации подписанный акт или мотивированный отказ от его подписания, данный акт считается подписанный обеими сторонами (пункт 9 договора).
Согласно пункту 10 договора оплата услуг по данному договору осуществляется организацией ВКХ в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур и актов оказанных услуг, выставленных транзитной организацией. Датой оплаты оказанных услуг считается дата поступления денежных средств на банковский счет или в кассу транзитной организации.
В пункте 11 договора стороны согласовали, что организация ВКХ обязана: обеспечивать прием сточных вод из канализационных сетей транзитной организации на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с режимом приема и требованиями законодательства Российской Федерации; производить оплату услуг в порядке, размере и в сроки, определенные данным договором. В свою очередь, транзитная организация обязана бесперебойно оказывать услуги по транспортировке сточных вод по принадлежащей ей канализационной сети в пределах границ эксплуатационной ответственности; обеспечивать учет сточных вод в соответствии с порядком, установленным в разделе V договора, и требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 13 договора).
Коммерческий учет объема отводимых сточных вод обеспечивается транзитной организацией в соответствии с Правилами N 776 (пункт 15 договора). Срок действия договора - с 01.01.2015 по 31.12.2015; договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 41 и 42 договора).
Во исполнение договора Предприятие в мае 2017 года оказало Обществу услуги по транспортировке сточных вод, стоимость которых, по расчету, произведенному Предприятием, составила 1 024 443 рубля 18 копеек. Объем принятых к транспортировке сточных вод истец определил на основании показаний прибора учета сточных вод. Факт оказания транзитной организацией услуг в спорный период Общество не оспаривает.
Неоплата в полном объеме оказанных услуг по транспортировке сточных вод послужила основанием для обращения Предприятия с иском в арбитражный суд.
Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, и заслушав представителей Общества и Предприятия, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В спорный период отношения сторон по договору по транспортировке сточных вод регулировались Федеральным законом N 416-ФЗ, Правилами N 644 и 776.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 416-ФЗ и пункту 51 Правил N 644 по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Федерального закона N 416-ФЗ и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 416-ФЗ).
Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод, осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ, пункт 82 Правил N 644).
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ или договорами о подключении (технологическом присоединении) (часть 5 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ, пункт 4 Правил N 776).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 776 установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в мае 2017 года учет сточных вод, подлежащих транспортировке, осуществлялся прибором учета, установленным на границе эксплуатационной ответственности Общества и Предприятия, который эксплуатировался на основании акта допуска прибора учета к эксплуатации от 06.02.2017.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что основания считать недостоверными показания прибора учета, использованные при расчете суммы оплаты услуг по транспортировке сточных вод, отсутствуют.
При этом суды обеих инстанций обоснованно приняли во внимание данные акта допуска прибора учета сточных вод к эксплуатации, подписанного представителями Общества и Предприятия, из которого следует, что прибор учета находится в рабочем состоянии, достоверность его показаний подтверждена тестовыми замерами поверенным прибором (свидетельство о поверке N 255/8948), акт содержит решение о допуске прибора учета к эксплуатации с соответствующими показаниями, а прибор опломбирован контрольными пломбами.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у гражданина Тужикова А.А. (работника Общества) полномочий на подписание акта допуска прибора учета к эксплуатации от 06.02.2017 судом кассационной инстанции не принимается во внимание, поскольку полномочия могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель (абзац 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд первой инстанции установил, что названный представитель Общества был направлен по заявке Предприятия на допуск прибора учета к эксплуатации от 31.01.2017 N 01-4/27. При этом Общество в суде первой инстанции не оспаривало полномочия названного лица.
Кроме того, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявку Предприятия на получение технических условий на проектирование узла учета, выданные Обществом технические условия от 27.06.2016 N 10/06, проект N 16019-ПЗ, разработанный обществом с ограниченной ответственностью "Ивановский региональный проектно-изыскательский центр водного хозяйства", договор подряда от 01.08.2016 N 16019, акт сдачи-приемки выполненных работ от 15.08.2016 N 13, договор на установку и настройку прибора учета сточных вод от 25.10.2016 N 49-16, акт приемки выполненных работ N 1, акт снятия напорно-скоростных характеристик от 24.11.2016 и заявку на допуск прибора учета к эксплуатации от 31.01.2017 N 01-4/27, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Предприятием соблюден установленный Правилами N 774 порядок оборудования узла учета сточных вод.
Аргументы Общества об обратном являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и, по существу, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, иную оценку представленных доказательств, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
В связи с окончанием кассационного производства определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2018 о приостановлении исполнения обжалованных судебных актов подлежит отмене по правилам части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 283 (часть 4), 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по делу N А17-7268/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РегионИнфраСистема-Иваново" - без удовлетворения.
Отменить определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2018 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Ивановской области от 29.01.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по делу N А17-7268/2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы об отсутствии у гражданина Тужикова А.А. (работника Общества) полномочий на подписание акта допуска прибора учета к эксплуатации от 06.02.2017 судом кассационной инстанции не принимается во внимание, поскольку полномочия могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель (абзац 2 пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд первой инстанции установил, что названный представитель Общества был направлен по заявке Предприятия на допуск прибора учета к эксплуатации от 31.01.2017 N 01-4/27. При этом Общество в суде первой инстанции не оспаривало полномочия названного лица.
Кроме того, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявку Предприятия на получение технических условий на проектирование узла учета, выданные Обществом технические условия от 27.06.2016 N 10/06, проект N 16019-ПЗ, разработанный обществом с ограниченной ответственностью "Ивановский региональный проектно-изыскательский центр водного хозяйства", договор подряда от 01.08.2016 N 16019, акт сдачи-приемки выполненных работ от 15.08.2016 N 13, договор на установку и настройку прибора учета сточных вод от 25.10.2016 N 49-16, акт приемки выполненных работ N 1, акт снятия напорно-скоростных характеристик от 24.11.2016 и заявку на допуск прибора учета к эксплуатации от 31.01.2017 N 01-4/27, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Предприятием соблюден установленный Правилами N 774 порядок оборудования узла учета сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2018 г. N Ф01-3865/18 по делу N А17-7268/2017
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3865/18
18.09.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7268/17
09.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2478/18
29.01.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7268/17