г. Нижний Новгород |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А82-24416/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Груздева Р.А., директора (протокол от 10.11.2015),
Гусевой Ю.В. (доверенность от 05.07.2017),
от заинтересованного лица: Смирновой Л.А. (доверенность от 23.01.2018),
Чернова А.С. (доверенность от 17.01.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МТД-Капитал" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2018, принятое судьей Коробовой Н.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018, принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И., по делу N А82-24416/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МТД-Капитал" (ИНН: 7611019142, ОГРН: 1097611002213)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области от 10.07.2017 N 11-21/1508
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МТД-Капитал" (далее - ООО "МТД-Капитал", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.07.2017 N 11-21/1508 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "МТД-Капитал" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, регулирующие вопрос обложения дебаркадера транспортным налогом. По мнению Общества, суды необоснованно признали правомерным применение налоговым органом в отношении спорного объекта ставки транспортного налога, предусмотренной для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, рассчитанной исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах. Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае налоговому органу и судам следовало учитывать абзац 25 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, введенный в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ, согласно которому дебаркадер не является судном. Кроме того, Общество указывает, что спорный объект не относится к несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из валовой вместимости, ввиду того, что он со всех сторон окружен сооружениями, прочно связанными с землей, и его буксирование технически невозможно. Тот факт, что на спорный объект имеется свидетельство о классификации, выданное Российским речным регистром и действующее до 2020 года, которое определяет его как стоечное, пассажирское судно, плавучий гостинично-развлекательный комплекс, имеющий валовую вместимость, не влияет на исчисление налога, поскольку указанный судовой документ выдан до вступления в силу указанных изменений законодательства и продолжает действовать в течение срока, на который он был выдан.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании с доводами налогоплательщика не согласились, указали на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО "МТД-Капитал" декларации по транспортному налогу за 2016 год, результаты которой отразила в акте от 18.05.2017 N 11-21/1221.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о занижении суммы транспортного налога ввиду неправильного определения Обществом налоговой базы в отношении дебаркадера и неправомерного применения налоговой ставки с единицы транспортного средства.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 10.07.2017 N 11-21/1508 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю доначислены транспортный налог в сумме 165 943 рублей, пени в сумме 7926 рублей 54 копеек и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 33 188 рублей 60 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 01.11.2017 N 196 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО "МТД-Капитал" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 357, 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьями 3, 14, 15, 16, 19, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" и Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 N 144, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что Общество необоснованно определило налоговую базу по транспортному налогу за 2016 год в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ (как единицу транспортного средства), и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ, - как единица транспортного средства.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В части 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области" для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, налоговая ставка установлена в размере 65 рублей с каждой регистровой тонны валовой вместимости, а для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей, - в размере 750 рублей с единицы транспортного средства.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что ООО "МТД-Капитал" принадлежит на праве собственности объект "Дебаркадер-54".
Согласно свидетельству о классификации от 21.08.2015, выданному Российским речным регистром, данный дебаркадер определен как стоечное, пассажирское судно, плавучий гостинично-развлекательный комплекс, имеющий валовую вместимость 2616 регистровых тонн.
С учетом приведенных норм и установленных фактических обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что спорный дебаркадер подлежит классификации в целях налогообложения как несамоходное транспортное средство, в отношении которого определена валовая вместимость, и что налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Оснований для применения подпункта 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Довод Общества о том, что вступившие в силу с 04.07.2016 изменения в КВВТ РФ в части признания дебаркадеров плавучими объектами, в отношении которых не предусмотрена государственная регистрация, имеют приоритет в отношении ранее выданных документов, подтверждающих государственную регистрацию судна, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права. В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доказательства того, что Общество предприняло какие-либо действия по внесению изменений в регистрационные документы (исключению судна из соответствующего реестра судов Российской Федерации), в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2018 по делу N А82-24416/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МТД-Капитал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "МТД-Капитал".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенных норм и установленных фактических обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что спорный дебаркадер подлежит классификации в целях налогообложения как несамоходное транспортное средство, в отношении которого определена валовая вместимость, и что налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Оснований для применения подпункта 3 пункта 1 статьи 359 НК РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Довод Общества о том, что вступившие в силу с 04.07.2016 изменения в КВВТ РФ в части признания дебаркадеров плавучими объектами, в отношении которых не предусмотрена государственная регистрация, имеют приоритет в отношении ранее выданных документов, подтверждающих государственную регистрацию судна, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права. В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доказательства того, что Общество предприняло какие-либо действия по внесению изменений в регистрационные документы (исключению судна из соответствующего реестра судов Российской Федерации), в материалах дела отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф01-4207/18 по делу N А82-24416/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4207/18
14.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3413/18
20.03.2018 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-24416/17
12.12.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-24416/17