г. Нижний Новгород |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А11-5950/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017, принятое судьей Рыжковой О.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А11-5950/2017
по заявлению акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" (ИНН: 3321019150, ОГРН: 1033301404487)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области,
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области,
и установил:
акционерное общество "Покровский завод биопрепаратов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области (далее - Управление, Фонд) от 31.03.2017 N 043V12170000113 в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 1 321 087 рублей 57 копеек (в том числе по совместителям - 81 497 рублей 14 копеек, по работникам, занятым менее 80 процентов рабочего времени, - 173 041 рубль 64 копейки, по пенсионерам - 1 066 548 рублей 79 копеек), а также 103 784 рублей 81 копейки пеней и 264 217 рублей 51 копейки штрафа и об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства дела. По его мнению, дополнительный тариф по страховым взносам должен начисляться на суммы выплат, произведенным работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по совместительству либо занятым менее 80 процентов рабочего времени или выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающим пенсию.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 18.09.2018.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 25.09.2018.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел плановую выездную проверку Общества за 2013 - 2015 годы, по результатам которой составил акт от 28.02.2017 N 043VI0170000104.
В ходе проверки в числе прочих нарушений установлено, что Общество не начислило страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", на суммы выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", работающим по совместительству либо занятым менее 80 процентов рабочего времени или выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающим пенсию.
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 31.03.2017 N 043V12170000113 о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 294 496 рублей 76 копеек. В этом же решении Обществу доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации в общей сумме 1 489 584 рублей 19 копеек и соответствующие суммы пеней.
Решением государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области от 26.05.2017 N 2/2017 решение Управления от 31.03.2017 N 043V12170000113 оставлено без изменения.
Общество с решением Фонда не согласилось и обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 1, 5, 7, 8, 18, 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу на спорные выплаты, произведенные в пользу работников, и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) с 01.01.2013 введена статья 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года".
В соответствии с данной статьей устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), работающим по совместительству и занятым менее 80 процентов рабочего времени или выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающим указанную пенсию.
При этом страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, работающих по совместительству и занятых менее 80 процентов рабочего времени или выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
С учетом изложенного у судов отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого решения Фонда.
Вывод судов о том, что исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу зависит от факта наличия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию, является ошибочным, основанным на неверном толковании норм права.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а заявленное Обществом требование - отказу в удовлетворении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в установленном процессуальным законодательством порядке.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 2), 289 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А11-5950/2017 отменить.
Акционерному обществу "Покровский завод биопрепаратов" в удовлетворении заявленного требования отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением дела в суде первой инстанции, отнести на акционерное общество "Покровский завод биопрепаратов".
Арбитражному суду Владимирской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения от 30.11.2017 по делу N А11-5950/2017 в части взыскания с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петушинском районе Владимирской области в пользу акционерного общества "Покровский завод биопрепаратов" 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
...
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А11-5950/2017 отменить."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2018 г. N Ф01-3380/18 по делу N А11-5950/2017