г. Нижний Новгород |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А43-989/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Нефедова А.О. (доверенность от 04.09.2017),
от ответчика (до перерыва): Маркина В.А. (доверенность от 19.09.2018),
Щенникова М.М. (доверенность от 19.09.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации Вачского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018, принятое судьей Княжевой М.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018, принятое судьями Родиной Т.С., Назаровой Н.А., Новиковой Л.П., по делу N А43-989/2018
по иску муниципального унитарного предприятия "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5252022315, ОГРН: 1085252001691)
к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5208002260, ОГРН: 1025202122846)
о взыскании 1 158 200 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области,
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - Предприятие, Перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Вачского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 1 158 200 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство транспорта).
Решением суда от 10.05.2018 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно исследовали представленные в дело доказательства и не установили обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора. Администрация указывает на то, что с 21.09.2016 Предприятие осуществляло регулярные перевозки по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, в связи с чем договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа от 25.01.2014 расторгнут по соглашению сторон с 01.01.2017, и обязанность по компенсации убытков отпала. Соглашение на предоставление субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения от 20.01.2017 исполнено. После перехода Перевозчика на оказание услуг по нерегулируемым тарифам Администрация утратила возможность устанавливать предельные значения тарифов для перевозки, а Предприятие утратило право на получение субсидий по возмещению убытков. Суды неправомерно руководствовались разъяснениями Министерства транспорта, изложенными в письме от 31.08.2017, поскольку они основаны на договоре от 25.01.2014, расторгнутом с 01.01.2017.
Представители Администрации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в отзыве на кассационную жалобу указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Министерство транспорта, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.09.2018 объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 27.09.2018.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Администрация (заказчик) и Предприятие (перевозчик) заключили договор от 25.01.2014 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Вачского муниципального района.
На основании пункта 2.1 договора заказчик обязался компенсировать убытки перевозчика, возникшие от перевозки пассажиров по маршрутам, признанным убыточными, в случае если убыточные рейсы на таких маршрутах не были закрыты, сокращены либо иным способом не доведены до безубыточной работы по инициативе заказчика, а также компенсировать убытки от проведения пробных рейсов по вновь открываемым маршрутам (пункт 2.1.6); предусматривать в бюджете района соответствующие статьи расходов на компенсацию убытков с целью сохранения маршрутной сети (пункт 2.1.7).
В пункте 9.2 договора срок его действия установлен до 25.01.2019.
Предприятие направило Администрации документы (счет и отчет) для получения субсидии за первое полугодие 2017 года в размере 1 158 200 рублей.
Администрация возражений относительно расчета не заявила.
Перевозчик направил Администрации претензию от 22.11.2017, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 309, 310, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Предприятия права на возмещение ущерба в виде субсидий.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался статьями 3, 12, 17, 19, 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о порядке предоставления и использования субсидий, выделяемых из районного бюджета на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 30.12.2015 N 718, пришел к выводу о наличии у Предприятия права на получение за счет средств местного бюджета субсидии на возмещение затрат, возникших от перевозки пассажиров по маршрутам, признанным убыточными.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Федеральный закон N 220-ФЗ предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3).
При организации перевозок по регулируемым тарифам в силу положений части 5 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться, в том числе назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
Постановлением администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 30.12.2015 N 718 утверждено Положение о порядке предоставления и использования субсидий, выделяемых из районного бюджета на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района (далее - Положение N 718).
Согласно пункту 1.2 Положения N 718 субсидия предоставляется на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района автотранспортными предприятиями и выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажиров на территории района в соответствии с договорами, заключенными по итогам проведенного конкурса на осуществление транспортного обслуживания населения.
В силу пункта 2.2 Положения N 718 основанием для предоставления субсидии являются: соглашение, заключаемое между администрацией района и транспортным предприятием (далее - получатель субсидии) по примерной форме (приложение 1 к Порядку). В соглашении обязательными (существенными) являются следующие условия: цель, условия, размер и сроки предоставления субсидии, порядок предоставления отчетности о результатах выполнения получателем субсидии предусмотренных соглашением обязанностей и о фактических затратах, подлежащих возмещению за счет субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий предоставления (пункт 2.2.1); доводение до администрации района лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.2.2); счет, выставленный получателем субсидии (пункт 2.2.3).
На основании пункта 2.7 Положения N 718 изменение размера субсидии оформляется дополнительным соглашением к заключенному соглашению. К дополнительному соглашению прилагается уточненный расчет размера субсидии. При изменении размера выручки прилагается уточненный расчет выручки.
Суды установили, и стороны не оспаривают, что в 2017 году Предприятие не осуществляло перевозок на основании договора от 25.01.2014, а выполняло перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам на основании вновь полученных свидетельств (статья 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ). Прекращение действия договора с 01.01.2017 зафиксировано и в соглашении от 14.06.2017 (том 1, лист дела 43).
Тарифы на перевозку пассажиров истец утвердил своими приказами (том 1, листы дела 92 - 97).
Следовательно, отношения сторон по возмещению затрат, понесенных перевозчиком в 2017 году, не аналогичны отношениям сторон по возмещению убытков перевозчика от тарифного регулирования, сложившимся в предшествующие годы.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Истец и ответчик 20.01.2017 заключили соглашение на предоставление субсидии (том 1, листы дела 20 - 27).
Согласно пункту 1.1 данного соглашения его предметом является предоставление Администрацией субсидии на возмещение части затрат Предприятия от перевозки пассажиров в 2017 финансовом году.
Размер субсидии, являющийся в силу пункта 2.2.1 Положения N 718 обязательным условием соглашения, определен сторонами в пункте 3.1 соглашения от 20.01.2017 в сумме 1 500 000 рублей.
Дополнительное соглашение об изменении размера субсидии в соответствии с пунктом 2.7 Положения N 718 стороны не заключали (доказательств обратного не представлено).
Суды установили, что представленные Перевозчиком отчеты за первый квартал и за первое полугодие 2017 года не оспорены Администрацией и подтверждают наличие у перевозчика затрат, подлежащих возмещению.
В материалах дела имеется платежное поручение от 21.02.2017 N 3169, на основании которого Предприятию по соглашению от 20.01.2017 перечислено 1 459 300 рублей (том 1, лист дела 49).
С учетом изложенного у судов отсутствовали правовые основания для взыскания с Администрации субсидии в размере, превышающем возложенные ответчиком на себя обязательства по соглашению от 20.01.2017, то есть в размере 40 700 рублей.
Таким образом, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 в части удовлетворения иска в сумме 1 117 500 рублей подлежат отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при неправильном применении норм права. В удовлетворении иска в данной части следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу администрации Вачского муниципального района Нижегородской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А43-989/2018 в части взыскания с администрации Вачского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5208002260, ОГРН: 1025202122846) в пользу муниципального унитарного предприятия "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5252022315, ОГРН: 1085252001691) 1 117 500 рублей убытков в виде недоплаченной субсидии и 23 718 рублей государственной пошлины отменить.
Муниципальному унитарному предприятию "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района в удовлетворении иска в указанной части отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в сумме 23 718 рублей отнести на муниципальное унитарное предприятие "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А43-989/2018 оставить без изменения.
Поручить Арбитражному суду Нижегородской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 по делу N А43-989/2018.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
...
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А43-989/2018 в части взыскания с администрации Вачского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5208002260, ОГРН: 1025202122846) в пользу муниципального унитарного предприятия "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" Павловского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5252022315, ОГРН: 1085252001691) 1 117 500 рублей убытков в виде недоплаченной субсидии и 23 718 рублей государственной пошлины отменить.
...
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по делу N А43-989/2018 оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 сентября 2018 г. N Ф01-4253/18 по делу N А43-989/2018