Нижний Новгород |
|
01 октября 2018 г. |
Дело N А17-7270/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной
ответственностью "Тамерлан" - Серегиной Л.Б. (ордер от 25.09.2018 N 000051)
и ее представителя: Паниной И.В. (доверенность от 24.09.2018 N 33 АА 1813782)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу руководителя ликвидационной
комиссии общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" Серегиной Людмилы
Борисовны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2018,
принятое судьей Герасимовым В.Д., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018,
принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А17-7270/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Ковровский электромеханический
завод" (ИНН: 3305004421, ОГРН: 1023301951177)
о признании недействительной записи, внесенной Инспекцией Федеральной налоговой
службы по городу Иваново в Единый государственный реестр юридических лиц,
о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" и об обязании
исключить данную запись,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
руководитель ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью
"Тамерлан" Серегина Людмила Борисовна,
общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан"
(ИНН: 3305061814, ОГРН: 1083332001356),
и установил:
открытое акционерное общество "Ковровский электромеханический завод" (далее - ОАО "КЭМЗ", кредитор) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 23.05.2017 за государственным регистрационным номером 2173702231778, о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" в связи с его ликвидацией по решению учредителя и об обязании Инспекции исключить указанную запись из ЕГРЮЛ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены руководитель ликвидационной комиссии ООО "Тамерлан" Серегина Людмила Борисовна (далее - ликвидатор) и общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - ООО "Тамерлан", Общество).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2018 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ликвидатор ООО "Тамерлан" не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, задолженность, имевшаяся перед ОАО "КЭМЗ", правомерно не включена ООО "Тамерлан" в промежуточный и окончательный ликвидационный баланс, поскольку кредитор в установленный ликвидационной комиссией срок не предъявил соответствующего требования, следовательно, задолженность считается погашенной. Ликвидатор настаивает на ничтожности сделки по уступке права требования, в результате которой ОАО "КЭМЗ" было передано право требования с ООО "Тамерлан" спорной задолженности. Кроме того, заявитель считает, что суды в нарушение пунктов 2, 3 части 4 статьи 170 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указали мотивы, по которым отвергли его доводы и не применили законы, на которые он ссылался, а также не указали срок для устранения допущенного регистрирующим органом нарушения.
Подробно доводы ликвидатора приведены в кассационной жалобе и поддержаны им и его представителем в судебном заседании.
Дополнительные документы (договор от 08.12.2008 N ТД 27/2008, дополнительные соглашения к нему от 22.07.2009 N 1, от 15.01.2013 N 2, от 10.10.2013 N 4 и письмо от 10.07.2014), представленные вместе с кассационной жалобой, не могут быть приняты во внимание судом округа и подлежат возврату заявителю, так как согласно статье 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления, и не исследует новые доказательства.
ОАО "КЭМЗ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило; в отзыве на кассационную жалобу с доводами ликвидатора не согласилось, указало на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для их отмены.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв на жалобу не представила.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.02.2017 единственный участник ООО "Тамерлан" принял решение N 1-2017 о ликвидации юридического лица и о назначении председателем ликвидационной комиссии Серегиной Л.Б.
В связи с этим 07.02.2017 в регистрирующий орган были представлены уведомление о ликвидации организации по форме N Р15001 и решение учредителя ООО "Тамерлан" от 06.02.2017 N 1-2017 о ликвидации юридического лица.
14.02.2017 Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о принятии решения о ликвидации ООО "Тамерлан" и назначении ликвидатора.
Сообщение о ликвидации ООО "Тамерлан" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.03.2017 N 8 (622).
03.05.2017 в Инспекцию представлены уведомление по форме N Р15001, решение единственного участника ООО "Тамерлан" от 02.05.2017 N 3-2017 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс.
На основании представленных документов регистрирующий орган 12.05.2017 внес в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
16.05.2017 ликвидатор ООО "Тамерлан" представил в Инспекцию заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, к которому приложил решение учредителя от 15.05.2017, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.
Рассмотрев представленные документы, регистрирующий орган принял решение от 23.05.2017 N 10338А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Тамерлан" в связи с его ликвидацией, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2173702231778.
Посчитав, что у Инспекции отсутствовали законные основания для вынесения данного решения и внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, ОАО "КЭМЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 10, 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 и от 05.03.2013 N 14449/12, Арбитражный суд Ивановской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что ликвидационный баланс ООО "Тамерлан" содержал недостоверные сведения о кредиторской задолженности ликвидируемого юридического лица.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу пункта 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридических лиц установлен в статье 63 ГК РФ.
В пункте 1 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).
Аналогичные положения закреплены в статьях 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии у ООО "Тамерлан" задолженности перед ОАО "КЭМЗ", возникшей по факту поставки товара по договору от 08.12.2008 N ТД 27/2008, право требования которой передано последнему по договору цессии от 04.07.2014 N ТД/2014-02/1, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "КЭМЗ".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2014 по 04.07.2014, письмо ООО "Тамерлан" от 02.10.2015, первичные учетные документы (накладные и платежные поручения), суды установили, что до утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного баланса ООО "Тамерлан" и его ликвидатор знали о неисполненных перед ОАО "КЭМЗ" обязательствах и наличии задолженности.
Кроме того, суды установили, и это не противоречит материалам дела, что председателем ликвидационной комиссии ООО "Тамерлан" не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, по уведомлению в письменной форме кредитора о ликвидации юридического лица.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что государственная регистрация ликвидации ООО "Тамерлан" произведена незаконно, на основании недостоверных сведений и нарушает права и законные интересы ОАО "КЭМЗ", в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Данные выводы основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 по делу N А17-7270/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" Серегиной Людмилы Борисовны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на руководителя ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" Серегину Людмилу Борисовну.
Возвратить руководителю ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" Серегиной Людмиле Борисовне из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 2850 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.07.2018 (операция 293).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2014 по 04.07.2014, письмо ООО "Тамерлан" от 02.10.2015, первичные учетные документы (накладные и платежные поручения), суды установили, что до утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного баланса ООО "Тамерлан" и его ликвидатор знали о неисполненных перед ОАО "КЭМЗ" обязательствах и наличии задолженности.
Кроме того, суды установили, и это не противоречит материалам дела, что председателем ликвидационной комиссии ООО "Тамерлан" не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, по уведомлению в письменной форме кредитора о ликвидации юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2018 г. N Ф01-4300/18 по делу N А17-7270/2017