Нижний Новгород |
|
01 октября 2018 г. |
Дело N А79-1052/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от истца: Анишина Е.В., директора (приказ от 20.11.2014 N 8),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
частного общеобразовательного учреждения Центр "Интеллект"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.04.2018,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018,
принятое судьями Родиной Т.С., Назаровой Н.А., Насоновой Н.А.,
по делу N А79-1052/2018
по иску частного общеобразовательного учреждения Центр "Интеллект"
(ИНН: 2128010983, ОГРН: 1022101136496)
к Управлению образования администрации города Чебоксары
(ИНН: 2128005373, ОГРН: 1022101137937)
о признании недействительным отказа в предоставлении субсидий
за 2-й и 3-й кварталы 2017 года,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Чебоксары Чувашской Республики
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037),
Финансовое управление администрации города Чебоксары
(ИНН: 2128706234, ОГРН: 1052128157256),
и установил:
частное общеобразовательное учреждение Центр "Интеллект" (далее - Учреждение, ЧОУ Центр "Интеллект") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Управлению образования администрации города Чебоксары (далее - Управление образования) о признании недействительным отказа в предоставлении субсидий за 2-й и 3-й кварталы 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Финансовое управление администрации города Чебоксары.
Решением суда от 20.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Бюджетный кодекс Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Учреждение указывает на то, что подало заявку на предоставление субсидий 30.08.2016. Управление должно было заключить с ЧОУ Центр "Интеллект" договор на предоставление субсидий на один финансовый год на основании сведений об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.11.2016. Заключение договора на предоставление субсидий отдельно на каждый квартал и требование ежеквартального представления документов противоречит действующему законодательству. Неправомерные действия ответчика привели к тому, что истец, планировавший свою финансово-хозяйственную деятельность на 2017 год с учетом ожидаемого получения государственной поддержки, оказался в тяжелом финансовом положении, так как не получил возмещения затрат, понесенных во 2-м и 3-м кварталах 2017 года. С учетом даты отказа Управления в предоставлении субсидий за спорные периоды, планируемыми сроками заключения договора на предоставление субсидий могли быть ноябрь и декабрь 2017 года и, соответственно, ответчик должен был руководствоваться сведениями о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом по состоянию на 01.10.2017 и 01.11.2017.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЧОУ Центр "Интеллект" 30.08.2016 подало заявление на предоставление из бюджета города Чебоксары субсидий на содержание воспитанника частным дошкольным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории города Чебоксары.
Управление и ЧОУ Центр "Интеллект" (получатель субсидии) заключили договор от 24.05.2017, согласно которому Управление в целях финансового обеспечения возмещения затрат получателя субсидии предоставляет на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию из бюджета города Чебоксары за 1-й квартал 2017 года на возмещение затрат содержания воспитанника частной дошкольной образовательной организацией, реализующей основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории города Чебоксары.
В последующем Управление письмами от 23.11.2017 N 5681 и от 12.12.2017 N 5982 уведомило ЧОУ Центр "Интеллект" об отказе в предоставлении спорной субсидии, в связи с наличием задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам по состоянию на 01.06.2017 за 2-й квартал и на 01.09.2017 за 3-й квартал 2017 года.
Учреждение посчитало отказ в представлении субсидий неправомерным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Положением о порядке предоставления из бюджета города Чебоксары субсидий на содержание воспитанника частным дошкольным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.12.2013 N 3971, постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 10.03.2017 N 639, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Учреждения права на получение субсидий за 2-й и 3-й кварталы 2017 года в связи с наличием задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.12.2013 N 3971 утверждено Положение о порядке предоставления из бюджета города Чебоксары субсидий на содержание воспитанника частным дошкольным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории города Чебоксары (далее - Положение), которое определяет и устанавливает условия, порядок, методику определения нормативов финансовых затрат для предоставления безвозмездных перечислений в виде субсидий из бюджета города Чебоксары частным дошкольным образовательным организациям дошкольного образования, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования на территории города Чебоксары.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения субсидии из бюджета города Чебоксары предоставляются Учреждениям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщиков, осуществляющим свою деятельность на территории города Чебоксары не менее одного года с даты регистрации, имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности и реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей дошкольного возраста, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации, в целях обеспечения получения дошкольного образования.
Субсидии предоставляются Учреждениям при условии предоставления мест для детей, состоящих на учете, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования на территории города Чебоксары (пункт 2.2 Положения).
В силу пункта 2.3 Положения предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Чебоксары управлению образования администрации города Чебоксары (далее - Управление) на указанные цели на текущий год.
Объем субсидий, предоставляемых Учреждениям, определяется расчетным путем на основании нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности в Учреждениях (пункт 2.4 Положения).
На основании пункта 2.5 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о получении субсидии) субсидии не предоставляются Учреждениям, в отношении которых осуществляются процедуры ликвидации, реорганизации, банкротства, а также деятельность которых приостановлена в установленном законодательном порядке.
Согласно пункту 2.6 Положения для получения субсидии Учреждение представляет в Управление заявление согласно приложению 1 к Положению в срок до 1 февраля 2014 года (в последующие годы до 1 сентября текущего года), с указанием реквизитов для перечисления причитающейся суммы, с приложением документов, указанных в пункте 2.6 Положения.
В пункте 2.10 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о получении субсидии) установлено, что в случае представления надлежащих документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, между Управлением и Учреждением заключается договор по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, на предоставление субсидии (далее - Договор) сроком на один финансовый год. Договор содержит порядок и сроки перечисления субсидии, целевое назначение и размер субсидии, право на проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, установленных заключенным Договором и порядок возврата сумм, использованных получателем субсидии, а также порядок и сроки предоставления отчетности об использовании субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в подпункте "е" пункта 4 которых установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), получатели субсидий, в частности, у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации постановлением администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 10.03.2017 N 639 в постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.12.2013 N 3971 внесены изменения, которые вступили в силу 13.03.2017 (далее - Постановление N 639) и распространяются на спорные периоды.
В пункте 2.5 Положения (в редакции Постановления N 639) установлено, что субсидии предоставляются учреждениям, если на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора у получателей субсидии отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.10 Положения (в редакции Постановления N 639) в случае предоставления надлежащих документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, Управление ежеквартально на основании договора не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляет субсидию Учреждению на расчетные счета, открытые получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, за фактически предоставленные Учреждением услуги.
Суды установили и Учреждением не оспаривается, что по состоянию на 01.03.2017, 01.06.2017, 01.09.2017 у ЧОУ Центр "Интеллект" имелись неисполненные обязательства по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Управления оснований для выплаты Учреждению субсидии за 2-й и 3-й кварталы 2017 года в силу пункта 2.5 Положения (в редакции Постановления N 639) и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того судами установлено, что в соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.12.2017 N 1025 "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" денежные средства на выплату субсидии ЧОУ Центр "Интеллект" за 2-й и 3-й кварталы 2017 года не предусмотрены.
Довод заявителя жалобы о том, что по результатам рассмотрения заявки Учреждения от 30.08.2016 Управление должно было заключить с ЧОУ Центр "Интеллект" договор на предоставление субсидий на один финансовый год, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен, так как договор от 24.05.2017 на получение субсидии за 1-й квартал 2017 года заключен сторонами без разногласий.
Ссылка Учреждения на то, что Управление при решении вопроса о предоставлении субсидии должно было руководствоваться сведениями о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом по состоянию на 01.10.2017 и 01.11.2017, противоречит положениям пунктов 2.5 и 2.10 Положения (в редакции Постановления N 639).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А79-1052/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу частного общеобразовательного учреждения Центр "Интеллект" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на частное общеобразовательное учреждение Центр "Интеллект".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в подпункте "е" пункта 4 которых установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), получатели субсидий, в частности, у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 октября 2018 г. N Ф01-4294/18 по делу N А79-1052/2018