г. Нижний Новгород |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А31-12591/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Чернова Игоря Геннадьевича,
индивидуального предпринимателя Шпотина Олега Александровича,
общества с ограниченной ответственностью "Прайд",
общества с ограниченной ответственностью "ЗаВлаН",
общества с ограниченной ответственностью "ИРА",
индивидуального предпринимателя Веселовой Светланы Леонидовны,
индивидуального предпринимателя Давыдова Александра Николаевича,
индивидуального предпринимателя Исрафилова Араза Исрафиловича,
индивидуального предпринимателя Деменкова Андрея Анатольевича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.03.2018, принятое судьей Байбородиным О.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018, принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Щелокаевой Т.А., по делу N А31-12591/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Чернова Игоря Геннадьевича (ИНН: 444100165360, ОГРНИП: 304440135000225),
индивидуального предпринимателя Шпотина Олега Александровича (ИНН: 444200333307, ОГРНИП: 304440114000058),
общества с ограниченной ответственностью "Прайд" (ИНН: 4414003677, ОГРН: 1134437001269),
общества с ограниченной ответственностью "ЗаВлаН" (ИНН: 4401154848, ОГРН: 1144401008070),
общества с ограниченной ответственностью "ИРА" (ИНН 4414011276, ОГРН 1064437007172),
индивидуального предпринимателя Веселовой Светланы Леонидовны (ИНН: 441600040772, ОГРНИП: 304440125100086),
индивидуального предпринимателя Давыдова Александра Николаевича (ИНН: 440101245691, ОГРНИП: 304440133500296),
индивидуального предпринимателя Исрафилова Араза Исрафиловича (ИНН: 444200543865, ОГРНИП: 304440108200238),
индивидуального предпринимателя Деменкова Андрея Анатольевича (ИНН: 444200228101, ОГРНИП: 305440100900060)
к Управлению городского пассажирского транспорта администрации города Костромы, администрации городского округа город Кострома Костромской области
о признании незаконными действий
и установил:
индивидуальные предприниматели Чернов Игорь Геннадьевич, Шпотин Олег Александрович, Веселова Светлана Леонидовна, Давыдов Александр Николаевич, Исрафилов Араз Исрафилович, Деменков Андрей Анатольевич (далее - Индивидуальные предприниматели), общество с ограниченной ответственностью "Прайд" (далее - ООО "Прайд"), общество с ограниченной ответственностью "ЗаВлаН" (далее - ООО "ЗаВлаН"), общество с ограниченной ответственностью "ИРА" (далее - ООО "ИРА") обратились в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации города Костромы (далее - Администрация), Управлению городского пассажирского транспорта администрации города Костромы (далее - Управление) о признании незаконными действий по удержанию и пользованию денежными средствами, полученными от реализации и пополнения льготных транспортных карт; о признании незаконным бездействия в виде непроведения расчета и нераспределения части данных денежных средств заявителем; о возложении на Администрацию, Управление обязанности устранить в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в виде проведения расчета и распределения им части денежных средств, полученных от реализации и пополнения льготных транспортных карт в период с 01 октября 2016 года по день вступления в силу судебного решения исходя из количества поездок по льготным транспортным картам; о возложении на Администрацию, Управление обязанности устранить в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения нарушения прав и законных интересов ООО "ИРА" в виде проведения расчета и распределения части денежных средств, полученных от реализации и пополнения льготных транспортных карт в период с 21 октября 2016 года по день вступления в силу судебного решения исходя из количества поездок по льготным транспортным картам; о возложении на Администрацию, Управление обязанности по устранению в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей Шпотина О.А. и Деменкова А.А. в виде проведения расчета и распределения им части денежных средств, полученных от реализации и пополнения льготных транспортных карт в период с 01 июля 2017 года по день вступления в силу судебного решения исходя из количества поездок по льготным транспортным картам; о возложении на Администрацию, Управление обязанности ежемесячно в пределах действия муниципальных контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам осуществлять действия по проведению расчета и распределению заявителям части денежных средств, полученных от реализации и пополнения льготных транспортных карт исходя из количества поездок по льготным транспортным картам.
Решением суда от 12.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
Индивидуальные предприниматели, ООО "ЗаВлаН", ООО "ИРА" не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители считают, что суды неправильно применили положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Порядок предоставления меры социальной поддержки жителям города Костромы в виде льгот на проезд в автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования, осуществляющем регулярные перевозки по регулируемым тарифам в городе Костроме, утвержденный постановлением Администрации от 23.09.2016 N 2696 (далее - Порядок N 2696), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителей, административные органы неправомерно удерживают и не распределяют среди перевозчиков денежные средства, полученные за проезд от пассажиров, обладающих правом льготного проезда. Оспариваемые действия, бездействие административных органов не соответствуют требованиям законодательства в части регулирования обязательств по перевозке пассажиров. Подробно позиция заявителей изложена в кассационной жалобе.
Администрация и Управление отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, законами Костромской области от 27.12.2004 N 225-ЗКО, от 27.12.2004 N 226-ЗКО, от 27.12.2004 N 227-ЗКО установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла.
Во исполнение указанных законов постановлением Администрации от 17.12.2014 N 518-а утвержден порядок реализации льготных именных проездных документов, а также порядок и сроки предоставления проезда по ним на пассажирском городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Костромской области, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Костромской области, в 2015-2017 годах.
Законом Костромской области от 20.12.2016 N 181-6-ЗКО Администрация наделена полномочиями Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского сообщения.
Постановлением Администрация от 09.02.2017 N 29-а для указанной категории граждан с 01.01.2017 установлена стоимость льготного именного проездного документа по проезду на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом городского сообщения (кроме такси) на территории Костромской области в размере 385 рублей.
Определение порядка реализации льготных именных проездных документов указанным категориям граждан, порядка и сроков предоставления проезда по льготным именным проездным документам на основании пункта 4 части 2 статьи 5 Закона N 181-6-ЗКО отнесено к обязанностям органов местного самоуправления.
Решением Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101 для отдельных категорий студентов, школьников и пенсионеров, установлены льготы на проезд в автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем регулярные перевозки по регулируемым тарифам в городе Костроме.
Размер, условия и порядок предоставления установленных настоящим решением мер социальной поддержки определяются постановлениями Администрации города Костромы (пункт 2 решения Думы города Костромы от 26.05.2011 N 101).
Постановлением Администрации N 2696 утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки жителям города Костромы в виде льгот на проезд в автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования, осуществляющем регулярные перевозки по регулируемым тарифам в городе Костроме. Действие Порядка N 2696 распространено на правоотношения, возникшие с 19.09.2016.
Порядок N 2696 устанавливает, в частности, условия и порядок приобретения жителями города Костромы льготных транспортных карт, посредством которых предоставляются меры социальной поддержки в виде льгот на проезд, а также регулирует деятельность организаций, осуществляющих на основании договора с органом местного самоуправления реализацию и пополнение транспортных карт.
Согласно пункту 2.11 Порядка N 2696 на организации, предоставляющие услуги по реализации и пополнению транспортных карт, возложена обязанность в срок до 20 числа текущего месяца перечислять в доход бюджета города Костромы на расчетный счет, указанный в договоре, заключенном с управлением транспорта, денежные средства, полученные от реализации и пополнения льготных транспортных карт.
Денежные средства от реализации и пополнения льготных транспортных карт с 19.09.2016 ежемесячно поступали в Администрацию.
Заявители на основании муниципальных контрактов выполняют работы по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в том числе осуществляют перевозку граждан, имеющих право на льготы.
Полагая, что денежные средства, полученные Администрацией от реализации и пополнения льготных транспортных карт, подлежат перечислению лицам, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, заявители 11.08.2017 обратились в Администрацию и Управление с требованием произвести расчет и распределение между перевозчиками указанных денежных средств в зависимости от количества льготных поездок.
Администрация в ответе от 05.09.2017 N 09-15/3816 разъяснила, что в стоимость одного километра транспортной работы перевозчиков заложена компенсация за провоз граждан, имеющих право на льготу, вне зависимости от отнесения их к определенной льготной категории.
Заявители посчитали, что действия административных органов по удержанию денежных средств, полученных от реализации и пополнения льготных транспортных карт, и бездействие в виде отсутствия расчета и распределения этих средств лицам, осуществляющим перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, являются незаконными, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратились в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями Закона N 220-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что у заинтересованных лиц отсутствуют предусмотренные законом основания производить расчет и распределять заявителям денежные средства, поступившие в бюджет города Костромы от реализации льготных проездных билетов
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля осуществления регулярных перевозок регулирует Закон N 220-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного закона.
На основании части 5 статьи 14 Закона N 220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом могут устанавливаться, в том числе, назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
В рассматриваемом случае заявители осуществляют перевозку пассажиров и багажа на основании муниципальных контрактов, заключенных по результатам электронных аукционов.
По условиям муниципальных контрактов подрядчик принимает на себя обязанности выполнять работы по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам. Заказчик обязуется оплатить выполненную работу по осуществлению регулярных перевозок в соответствии с условиями контрактов (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.2 контрактов цена является твердой и не подлежит изменению в ходе его исполнения.
В соответствии с пунктом 2.3 контрактов в цену контракта включены: стоимость работ, издержки и вознаграждения за выполненные работы, оплата налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством Российской Федерации должен уплачивать подрядчик при выполнении контракта.
В пункте 2.4 контрактов установлено, что подрядчик осуществляет перевозку пассажиров и багажа по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления, и действующим в момент выполнения работ по перевозке пассажиров и багажа, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Согласно пункту 2.5 контрактов подрядчик оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении, в том числе наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления денежных средств за перевозку пассажиров по системам безналичного расчета.
Оплата транспортной работы производится за фактически выполненный объем работы ежемесячно по актам приемки выполненных работ (пункт 2.6 контрактов).
Исследовав и оценив представленные в дело документы, проанализировав условия муниципальных контрактов, суды установили, что расчет стоимости километра транспортной работы по каждому муниципальному маршруту произведен соразмерно его протяженности, количеству выполняемых рейсов, установленным технико-эксплуатационным условиям на маршруте, социальной значимости (количеству перевозимых льготников). В стоимость одного километра транспортной работы заложена сумма компенсации подрядчику за провоз льготных категорий граждан.
В документации об электронных аукционах, в муниципальных контрактах, заключенных по результатам аукционов, выплата подрядчикам дополнительных денежных средств за провоз льготной категории граждан не предусмотрена.
Лица, принявшие участие в электронных аукционах, предварительно имели возможность ознакомиться с проектом муниципального контракта, в том числе с условиями, касающимися льготного провоза пассажиров. Результаты электронных аукционов и муниципальные контракты не оспаривались.
Заявители не представили доказательств того, что административные органы должны были предусмотреть компенсацию подрядчику за провоз граждан, имеющих право на льготу, иным способом при наличии указанных условий муниципальных контрактов.
Действовавшие в спорный период нормативные правовые акты не предусматривали основания и порядок распределения денежных средств, поступивших в бюджет города Костромы от реализации льготных проездных билетов, подрядчикам, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
На основании изложенного, учитывая предмет заявленных требований, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными и возложения на Администрацию и Управление обязанности произвести расчет и распределить денежные средства, полученные от реализации и пополнении транспортных карт.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 по делу N А31-12591/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чернова Игоря Геннадьевича, индивидуального предпринимателя Шпотина Олега Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Прайд", общества с ограниченной ответственностью "ЗаВлаН", общества с ограниченной ответственностью "ИРА", индивидуального предпринимателя Веселовой Светланы Леонидовны, индивидуального предпринимателя Давыдова Александра Николаевича, индивидуального предпринимателя Исрафилова Араза Исрафиловича, индивидуального предпринимателя Деменкова Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного закона.
На основании части 5 статьи 14 Закона N 220-ФЗ документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом могут устанавливаться, в том числе, назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 октября 2018 г. N Ф01-4138/18 по делу N А31-12591/2017