г. Нижний Новгород |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А31-6631/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Цыплакова А.В. (доверенность от 07.04.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостиница Самоковская" на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2108, принятое судьей Байбородиным О.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018, принятое судьями Минаевой Е.В., Кононовым П.И., Хоровой Т.В., по делу N А31-6631/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гостиница Самоковская" (ИНН: 4401130011, ОГРН: 1114401007380)
к администрации муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области в лице финансового отдела
о признании незаконным бездействия,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства по Костромской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - Гостиница) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия финансового отдела администрации муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области (далее - Финансовый отдел), выразившегося в неприостановлении операций по счетам муниципального образования город Мантурово Костромской области, об обязании приостановить до момента исполнения исполнительных листов по делам N А31-1080/2015 от 05.06.2015, А31-7600/2016 от 09.12.2016, А31-8914/2011 от 20.03.2012, А31-8914/2011 от 11.11.2013, А31-2056/2014 от 15.05.2014 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации муниципального образования городской округ город Мантурово (далее - Администрация), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Костромской области (далее - Управление).
Решением суда от 18.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 решение суда оставлено без изменения.
Гостиница не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает, что Финансовый отдел обязан принять меры к исполнению исполнительных документов в порядке, установленном Кодексом. Бездействие, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации до момента исполнения требований исполнительных документов, является незаконным и повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя. Ни должник, ни Финансовый отдел с января 2017 года по настоящее время не предпринимали никаких действий по урегулированию спора. Неисполнение вступивших в законную силу судебных актов нарушило права и законные интересы Гостиницы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. С целью принудительного исполнения решений арбитражного суда по спорным исполнительным листам заявитель обращался в службу судебных приставов. Исполнительные листы были возвращены в связи с невозможностью исполнения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы и заявила ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением суда от 20.03.2012 по делу N А31-8914/2011 с муниципального образования городской округ город Мантурово в лице Администрации за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" взыскано 11 502 601 рубль 40 копеек задолженности.
Определением суда от 13.09.2012 по указанному делу произведена замена взыскателя по исполнительному листу на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Геология и бизнес".
ООО "Геология и бизнес" и Гостиница заключили договор уступки прав требования от 28.07.2015 N 1, согласно которому ООО "Геология и бизнес" (цедент) уступает, а Гостиница (цессионарий) принимает права (требования) к муниципальному образованию городской округ город Мантурово в лице Администрации денежной суммы по решению суда от 20.03.2012 по делу N А31-8914/2011. Размер уступаемого права составил 5 897 197 рублей 79 копеек. Цедент сообщил должнику о перемене лиц в обязательстве, но оплата произведена не была.
Неполное исполнение решения суда послужило основанием для начисления Гостиницей процентов за период с 15.05.2015 по 02.12.2016 в сумме 856 503 рублей. Решением суда по делу N А31-7600/2016 требование о взыскании процентов удовлетворено в полном объеме.
На основании указанных судебных актов Арбитражный суд Костромской области выдал исполнительные листы АС N 005449309 и ФС N 007394955.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Мантуровскому району от 12.12.2016 N 22092972/4414-1 решение суда по делу N А31-8914/2011 исполнено частично, сумма задолженности составила 5 319 554 рубля 37 копеек.
Финансовый отдел Администрации исполнение исполнительных листов не производил. Общество предъявило в Финансовый отдел исполнительные листы по делам N А31-1080/2015, А31-7600/2015, А31-8914/2011 и А31-2056/2014. При этом исполнительные листы по делам N А31-1080/2015 и А31-2056/2014 также выданы на взыскание с муниципального образования городской округ города Мантурово Костромской области в лице Администрации за счет казны муниципального образования процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с неполным исполнением решения суда. Кроме того, решением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.11.2013 присуждена компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Костромской области от 20.03.2012 по делу N А31-8914/2011 в размере 500 000 рублей, выдан исполнительный лист.
Полное исполнение по исполнительным листам не произведено, поэтому Гостиница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 4, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 31, 83, 217, 219, 239, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "ОБ исполнительном производстве", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными при установлении совокупности предусмотренных данной нормой условий - несоответствия акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Кодексом определен различный порядок исполнения судебных актов: по искам к казне муниципальных образований - пункт 4 статьи 242.2 Кодекса и к средствам местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений (статья 242.5 Кодекса).
В пункте 4 статьи 242.2 Кодекса предусмотрено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 Кодекса).
Из содержания пункта 6 статьи 242.2 Кодекса следует, что исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 Кодекса орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу пункта 3 статьи 242.5 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных данным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В пункте 4 статьи 242.5 Кодекса предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 Кодекса орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.5 Кодекса должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных данным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
На основании пункта 7 статьи 242.5 Кодекса при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как правильно указали суды, такая мера, как приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, предусмотрена Кодексом исключительно в отношении установления денежных обязательств муниципальных казенных учреждений (пункт 7 статьи 242.5 Кодекса) и не предусмотрена в отношении долгов муниципальных образований (статья 242.2 Кодекса).
Вступившие в законную силу судебные акты по искам к муниципальному образованию городской округ город Мантурово, в том числе о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения суда, и выданные на их основании исполнительные листы обязательны для исполнения.
Судом первой инстанции установлено, что муниципальный долг на 01.01.2017 составлял 111 984 200 рублей, на 01.12.2017 - 146 984 200 рублей.
Таким образом, финансовый орган объективно не мог исполнить требования суда. В то же время он предпринял все возможные в пределах его полномочий меры для исполнения судебных решений, в частности, обращался к главе городского округа город Мантурово как главному распорядителю бюджетных средств с инициативой о необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение о бюджете городского округа.
Следовательно, фактов бездействия по исполнению требований исполнительных документов суд не установил.
Суды также установили, что должником по исполнительным листам является муниципальное образование городской округ город Мантурово в лице Администрации, погашение задолженности должно осуществляться за счет казны муниципального образования. Исполнительные документы направлены для исполнения в финансовый орган муниципального образования, а не в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае Финансовый отдел Администрации не вправе был применять статью 242.5 Кодекса, в которой определен порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения. Процедура исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований, предусмотренная статьей 242.2 Кодекса, не предоставляет финансовому органу право и не предусматривает его обязанности производить приостановление операций по счету местного бюджета.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Гостинице в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2108 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А31-6631/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостиница Самоковская" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Гостиница Самоковская".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указали суды, такая мера, как приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, предусмотрена Кодексом исключительно в отношении установления денежных обязательств муниципальных казенных учреждений (пункт 7 статьи 242.5 Кодекса) и не предусмотрена в отношении долгов муниципальных образований (статья 242.2 Кодекса).
...
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае Финансовый отдел Администрации не вправе был применять статью 242.5 Кодекса, в которой определен порядок обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения. Процедура исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований, предусмотренная статьей 242.2 Кодекса, не предоставляет финансовому органу право и не предусматривает его обязанности производить приостановление операций по счету местного бюджета."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 октября 2018 г. N Ф01-3792/18 по делу N А31-6631/2017