г. Нижний Новгород |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А11-8237/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от акционерного общества "Владимирские коммунальные системы":
Осокиной Т.Ю. (доверенность от 20.12.2017 N 2531),
от государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области:
Журавлевой В.А. (доверенность от 10.09.2018 N 9),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.04.2018, принятое судьей Ушаковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А., по делу N А11-8237/2017
по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН: 3327329166, ОГРН: 1033301818659)
о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 19.07.2017 N 1114/01-02
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене пункта 2 предписания государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 19.07.2017 N 1114/01-02 (далее - Предписание).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 17.04.2018 заявленное требование удовлетворено: пункт 2 Предписания признан недействительным.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Инспекции, формула 3(2) в приложении N 2 к Правилам N 354 не предусматривает возможности применения пункта 59(1) данных правил, а отсутствие данных о фактическом потреблении тепловой энергии, определенной по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ), не позволяет выполнять корректировку размера платы за отопление. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить принятые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по требованию прокуратуры Владимирской области от 02.06.2017 N 7-45-2017 и на основании приказа заместителя начальника Инспекции от 18.07.2017 N 1619/01-02, должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку в отношении Общества по вопросу правомерности начисления платы за отопление, а именно порядка проведения корректировки платы за отопление в доме N 1 по улице Михалькова в микрорайоне Юрьевец города Владимира.
В ходе данной проверки Инспекция выявила нарушения, которые зафиксированы в акте проверки от 19.07.2017 N 1114-01-02, а именно корректировку платы за отопление за 2016 год по указанному дому Общество произвело в нарушение Правил N 354, поскольку определить общий размер платы за отопление по показаниям ОДПУ не представлялось возможным ввиду того, что ОДПУ не работал в отдельные периоды (после проведения очередной поверки, повторная постановка ОДПУ на коммерческий учет произведена 30.06.2016).
На основании акта проверки от 19.07.2017 N 1114-01-02 Инспекция выдала Обществу Предписание, согласно пункту 2 которому в срок до 15.09.2017 ему предписано отменить корректировку платы за отопление за 2016 год в доме N 1 по улице Михалькова в микрорайоне Юрьевец города Владимира.
Общество, посчитав, что указанный пункт Предписания является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 71, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), Положением о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 (далее - Положение N 21), Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что Общество правомерно произвело корректировку платы за отопление и признал пункт 2 Предписания недействительным, поскольку работа ОДПУ была некорректна.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменений.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Действующее законодательство предусматривает только два способа определения объема потребляемых коммунальных услуг: по общедомовым приборам учета и по нормативам потребления коммунальных услуг.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пункт 42 (1) Правил N 354).
Согласно пункту 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии (Рi), согласно пунктам 42(1) и 43 данных правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года как произведение: общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (Si); среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (VT), определенного как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению); тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (TT).
В силу пункта 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 данных правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) данных правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в пункте 42(1) этих правил.
В пункте 3(2) Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2), из которой следует, что корректированный размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется как разница между размером платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год (Рк.пр), с учетом отношения общей площади i-го (Si) и общей площади (Sоб) всех помещений (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, и общим размером платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год (Рfn.i).
На основании указанных норм суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства во взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили, что работа ОДПУ в доме N 1 по улице Михалькова в микрорайоне Юрьевец города Владимира в июне 2016 года была некорректна. Инспекция данное обстоятельство не оспаривает.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений Правил N 354 суды пришли к правильному выводу о том, что Общество правомерно произвело корректировку платы за отопление за 2016 год в отношении собственников спорного многоквартирного дома.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Инспекции отклоняются судом округа, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суды правомерно признали пункт 2 Предписания недействительным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы окружным судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.04.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А11-8237/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанных норм суды двух инстанций пришли к верному выводу о том, что среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства во взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили, что работа ОДПУ в доме N 1 по улице Михалькова в микрорайоне Юрьевец города Владимира в июне 2016 года была некорректна. Инспекция данное обстоятельство не оспаривает.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений Правил N 354 суды пришли к правильному выводу о том, что Общество правомерно произвело корректировку платы за отопление за 2016 год в отношении собственников спорного многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2018 г. N Ф01-4585/18 по делу N А11-8237/2017